Агенты под угрозой

Кого боятся нью-йоркские риелторы и что представляет реальную угрозу для агентств недвижимости?

Нью-йоркские агенты недвижимости в легкой панике – беда пришла оттуда, откуда ее совсем не ждали. С недавних пор хлеб у коренных риелторов стал отнимать не какой-то мощный конкурент с особой тактикой, стратегией и бойкими агентами, а обыкновенное app-приложение. Предназначенное для поиска недвижимости на устройствах iOS и Android и запущенное всего-то полтора года назад приложение Compass (ранее – Urban Compass) уже доставило немало неудобств своим реальным конкурентам. Неудобств таких, что некоторые из риелторов начали обращаться в суд. Испуг их понять можно: Compass буквально перевернул риелторский мир с ног на голову, ибо каждый, кто когда-либо пробовал арендовать или купить недвижимость в Нью-Йорке, знает, что дело это никогда не проходит безболезненно, а новое приложение работает вроде анестезии и, по задумке создателей, должно снять с пользователя половину проблем, связанных с процессом покупки, продажи или аренды жилья.

компасс испр1 Иллюстрация: Екатерина Васина

Так что такое «Компас» и почему его уже так люто ненавидит большинство знакомых с ним риелторов? Compass – это компьютеризованная платформа для поиска объектов недвижимости с офисами в Нью-Йорке и Вашингтоне, предоставляющая весь спектр брокерских услуг. На их сайте или в приложении, которое каждый пользователь может бесплатно скачать в App-Store, вы получаете доступ к полной базе недвижимости определенных районов двух упомянутых городов (Нью-Йорк представлен Манхэттеном, Бруклином и Квинсом, Вашингтон – районом Метрополитан) и можете тут же начать работу с агентом, которого программа подбирает исходя из ваших требований, чтобы перейти от слов к делу и от онлайна к оффлайну. Тут можно просмотреть фото всех представленных домов и квартир и выяснить подробности относительно каждого варианта. А еще здесь есть путеводители по Нью-Йорку и Вашингтону, чтобы каждый желающий мог выяснить, какой район подходит именно ему.

Успех «Компаса» сложно назвать случайным. Один из создателей и председатель правления Compass – Ори Аллон – на создании современных интернет-поисковиков собаку съел. Свою первую компанию – поисковик Orion, скромно названный по собственному имени, – он удачно продал «Гуглу», который за право обладать перспективным стартапом бился с прочими интернет-титанами вроде Yahoo и Microsoft на аукционе. Сейчас код, использованный Аллоном в программе Orion, является частью основного поискового алгоритма Google. Вторая компания предпринимателя – поисковик в режиме настоящего времени Julpan – была приобретена компанией Twitter в 2011 году.

Для Аллона, который основал Compass вместе с Робертом Реффкиным, этот последний проект сильно отличается от всех предыдущих. Вместо того чтобы фокусироваться на невидимых миру алгоритмах для информационных сервисов, он ринулся в реальный мир, полный реальных проблем, с которыми участники рынка недвижимости вынуждены сталкиваться лоб в лоб каждый день. Свой фокус компания разделила на две целевые аудитории – агентов по недвижимости, которые работают на них, и тех, кто хочет купить/арендовать жилье. Для двух этих групп были созданы два разных приложения.

Тот факт, что огромная база недвижимости находится в руках двухсот талантливых агентов, прочих риелторов заставляет нервничать.

Секрет «Компаса» прост: чтобы проект имел шанс на успех, нужно объединить современные технологии, ультрасовременный дизайн и старомодный человеческий подход с наймом толкового персонала. С момента запуска проекта компания наняла на работу более 200 брокеров, в чьи лица – красивые и счастливые, будто с обложек глянцевых журналов – можно вглядеться на сайте и решить, кому из них можно доверить свои деньги и время. Многих из этих агентов, вероятно, более сладкими коврижками переманили из крупных и известных брокерских агентств. Одно из таких, The Corcoran Group, так разгневалось, что даже возбудило дело против создателей скандального приложения, обвинив компанию в бессовестном переманивании ключевого сотрудника и, таким образом, получении легкого доступа к базам данных недвижимости, принадлежащим и скрупулезно собранным The Corcoran Group. Сам «Компас» на обвинения и усом не ведет, утверждая, что в основу их нью-йоркской базы легла база REBNY, предложения арендодателей, а также сведения управляющих компаний и агентов, их представляющих. А в Вашингтоне предложения берутся напрямую из MLS – наиболее исчерпывающей базы в штате.

Конечно, Compass хорош тем, что, прежде всего, для обычных пользователей упрощает работу с брокерами и позволяет избежать пустой траты времени при просмотре дубликатов объявлений, которых, как мы все хорошо знаем по российскому рынку, в базах недвижимости пруд пруди, и американская система в этом мало чем отличается. База Compass же тщательно проверена и дает только реальные объявления. Но революционным это приложение можно назвать не по этой причине, а потому, что каждый из агентов компании пользуется специальным мобильным приложением, созданным на таком уровне функциональности и интуитивности, который обычно не характерен для программного обеспечения на рынке недвижимости, и Compass основан на собственной абсолютно уникальной поисковой технологии.  «Каждый из цепочки – покупатель, продавец, агент, застройщик, арендатор и т.д. – должен принимать решения, которые влекут за собой огромные финансовые последствия, но секрет в том, что никто из них не может быть абсолютно уверен в этих решениях, – говорит Аллон. –  Мы создаем аналитические инструменты для того, чтобы помочь нашим агентам правильно оценить недвижимость, разработать верный план необходимых маркетинговых шагов, иметь возможность предсказать реакцию рынка на появление новых объектов недвижимости. Мы привносим элемент науки в то, что раньше было только творчеством».

Аллон подчеркивает, что прямо сейчас, захотев купить себе жилье, человек с трудом может оценить реальную его стоимость. А система Compass решает эту, казалось бы, неразрешимую проблему, собирая данные из множества различных источников – не только о самих объектах недвижимости, но и о ситуации на рынке и тенденциях его развития в целом. Затем все данные объединяются в одной общей базе, где, благодаря специальным «умным» алгоритмам, производится анализ рынка на уровне, который ранее был просто невозможен. Это и заставляет нервничать тех, кто привык анализировать и прогнозировать самостоятельно и теперь опасается столь явного вторжения машины на территорию человеческого разума и интуиции, которая в таких делах компьютеру точно проигрывает. «Наши системы с каждым днем становятся все «умнее» в плане выстраивания иерархии источников и понимания их надежности», – говорит Аллон. «Они способны помочь нам нарисовать по-настоящему достоверную картину по тому или иному объекту недвижимости на рынке». Все это, а также тот факт, что огромная, реальная, актуальная и удобная база недвижимости находится в руках двухсот талантливых агентов, прочих риелторов заставляет сильно нервничать.

Кроме Нью-Йорка компания планирует взять боем менее крупные города, которые теперь кажутся легкими целями.

Проект Compass недавно претерпел существенные изменения и ребрендинг, включая приобретение домена compass.com. Слово Urban из названия убрали, так как теперь оно не соответствует по-настоящему имперским амбициям компании. Помимо развития в таких больших городах, как Нью-Йорк и Вашингтон, компания планирует взять боем менее крупные города, которые на фоне уже почти завоеванных территорий кажутся легкими целями. Следующие на очереди – Бостон, Майами и Чикаго. Также, по мнению Аллона, приложение  может хорошо «выстрелить» и в основных городах Европы и Австралии, что не кажется таким уж недостижимым. Последняя громкая история с участием Uber во Франции показала очень явно, что мобильное приложение способно с легкостью развалить реальный рынок чего-либо, не будь он под защитой правительства, а параллели между двумя этими приложениями проводятся сами собой.

«Мне кажется, наше решение очень масштабное», – признается порталу Fast Company Аллон, добавляя, что чувствует в себе потенциал занять важное место во всех сделках на рынке недвижимости США. Ведь стремительный взлет приложения заметили не только брокеры. Совсем недавно Торговая палата Манхэттена объявила его лучшим проектом года в сфере среднего бизнеса, из чего можно сделать очень красочные и очевидные выводы, так как в предыдущие годы такого звания удостаивались только агентства недвижимости, а не компьютерные программы. На сегодняшний день проект Compass привлек $73 млн первоначальных инвестиций. Уже год назад компания оценивалась в $360 млн, и ее ежемесячная выручка, кажется, растет бойче официальных рейтингов «сами знаете кого» в России. Вдобавок стартап начал переманивать на свою сторону таланты из таких гигантов, как Google и Twitter. А это значит, что страхи прочих риелторов не так уж надуманны.

Юлия Любезнова