Давай жить вместе

Снимать одну квартиру на несколько человек – идея совсем не новая, однако количество молодых людей, живущих с соседями, с 1980 года удвоилось, и некоторые предприимчивые бизнесмены увидели в этом неплохие перспективы.

Все возрасты покорны

Одна из главных и самых заметных перемен нынешнего времени на рынке недвижимости в том, что молодежь в крупных и дорогих городах всё чаще стала селиться вместе. Количество людей в возрасте от 18 до 35 лет, живущих с соседями, по сообщению The Guardian, с 1980 года увеличилось вдвое. В общем-то, юным, только вступающим во взрослую жизнь парням и девушкам в любые времена выгоднее и интереснее делить жильё, но если раньше это было делом только лишь самих молодых людей, то сегодня новое поколение предпринимателей задумало сделать из этого тренда многомиллиардный бизнес.

Untitled-2 Иллюстрация: Полина Васильева

Так, в калифорнийском городе Окленд (США) компания, основанной двумя тридцатилетними парнями Джеем Стэндишем и Беном Прованом, построила три «коммунальных» дома: «Канопи» площадью 500 кв.м. (на 12 человек), «Фармхаус»  площадью 600 кв.м. (на 16 человек) и «Эвклид Манор» площадью 600 кв.м. (на 25 человек). И можно было бы предположить, что таким образом предприимчивые ребята зарабатывают на чужых жилищных проблемах — в конце концов, мало ли сообразительных рантье, сдающих свои резиновые квартиры в той же Москве? Но не всё здесь так просто — молодые предприниматели не думают о примитивном уплотнении квартир.

Новые «коммуналки» — это несколько иной стиль жизни, в лучшую сторону отличающийся от того, что ожидаем мы, наследники советского прошлого. И, кажется, лучшим доказательством служит тот факт, что сами создатели компании — Джей и Бен — проживают в одном из своих общих домов с июля прошлого года.

 

Same same but different

Идея создания такого рода домов пришла тем, кто сам когда-то был квартирантом: жильё, которое студенты Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско снимали вскладчину, было плохо приспособлено для совместного проживания. А кто не хочет жить комфортно? Именно об этом и задумались основатели компаний-флагманов, задавших тренд в создании «новых коммуналок», хотя сами до сих отказываются признавать, что придумали что-то принципиально новое. «Самое большое заблуждение в том, что многие воспринимают наши дома как нечто новое и радикальное. Но это вовсе не так. На протяжении веков люди делят квартиры и комнаты с соседями», — говорит предприниматель Харгривс — один из тех, кто работает в этой сфере. «Мы не изобретаем ничего нового, мы лишь улучшаем уже имеющееся», — подчеркивает он, хотя больше кажется, что лукавит.

Действительно, на первый взгляд, ничего необыкновенного в таком укладе нет. Урегулированием всех вопросов в домах занимаются сами жильцы, владельцы «коммуналок» от их дел максимально дистанцируются, вмешиваясь лишь в крайних случаях. В идеале, по замыслу владельцев, дома должны стать «самодостаточными организмами», в которых каждый жилец выполняет свою функцию. «Жить в такой общине – это как быть в отношениях. Требуется выстраивать отношения и работать над их сохранением и развитием. А ещё нужно быть проактивным», — говорит Джей Стэндиш.

Но в чём же тогда новизна и заявленное улучшение уже имеющегося? В подходе. Например, одна из нью-йоркских компаний, которая также прилагает усилия, чтобы занять свою нишу в сфере коммунального жилья, арендует помещения, превращает их в уютные квартиры с отдельными спальнями, имеющими выход в общую гостиную, а затем сдаёт в аренду помесячно множеству людей — будущим очень-очень близким соседям. Примерно то же делают и прочие компании. Некоторым такая концепция собственных спален и общей гостиной напомнит студенческие общежития, однако те, кто испробовал её на собственном опыте, говорят, что всё совсем по-другому.

«Само слово «общежитие» вызывает негативные ассоциации у тех, кому за двадцать», — говорит 28-летняя жительница коммуналки в Бруклине, где располагается 10 спален (минимальная стоимость аренды составляет 1500 долларов в месяц за комнату). «Это как переехать в дом, где ты заранее уверен в дружеской обстановке и атмосфере. В общаге тебе приходится соседствовать с разными людьми, они ещё и меняются время от времени. Тебе постоянно нужно знакомиться и налаживать отношения с кем-то новым. Здесь этот негативный аспект отсутствует», — объясняет девушка.

 

Развиваться быстро, но не слишком

Следующий проект одна из компаний-первопроходцев в коммунальной сфере планирует реализовать в районе Бруклина. Это будет четыре пятиэтажных здания, объединённых в в единую территорию (1860 кв.м). Всего в домах предусмотрена 51 спальня. Планировка большинства квартир такова: 4 спальни, 2 туалета и одна кухня-гостиная. Все жильцы также будут иметь доступ в подвальные помещения и на крышу. Стоимость аренды квартир в домах будет начинаться от 1800 долларов в месяц при аренде на год. Также можно будет подписать контракт на аренду на полгода, 3 месяца и месяц. Получится ли создать дружескую атмосферу на такой площади и с таким количеством людей – покажет время. Однако тот факт, что потребность в подобном жилье есть, уже не подвергается сомнению.

«Мы видим, что на рынке наблюдается большой спрос на подобные предложения», — говорит Харгривс, владелец компании, отмечая, что на первые 30 арендных предложений компания получила более 2000 заявок. В то же время, по мнению бизнесмена, слишком быстро развивающиеся компании делают это на свой страх и риск. Например, обанкротившаяся компания Campus  — один из первых в сфере коммунального жилья новой концепции – по словам Харгривса, «начала слишком уж агрессивно завоевывать рынок». Campus остановила проект в августе 2015 года, признав, что «из него не получилось сделать экономически прибыльный бизнес». 150 человек, проживавших на тот момент в 30 домах, были вынуждены искать новое жильё.

 

С нуля

С помощью инвесторов и застройщиков, также жаждущих урвать кусочек привлекательного рынка, некоторые компании пытаются превратить свой бизнес в идеальную модель. «Мы потратили два года на отработку модели ведения нашего бизнеса и доведения её до совершенства», — говорит Стэндиш. «Сейчас мы понимаем все нюансы и мелочи, можем консультировать застройщиков и помогать им проверять здания на предмет пригодности к использованию для коммунального проживания, потому что мы знаем, как это работает», — говорит он.

«Важно с самого начала, ещё на на этапе проектирования, учесть все нюансы коммунального жилья», — объясняет Прован. — «Если работать с уже готовыми помещениями, их приходится переделывать и адаптировать, и всё равно зачастую не удается достичь желаемого результата».

 

Планы на будущее

По мнению Прована, чем больше компаний будут изначально сотрудничать вместе, тем успешнее получится проект, и тем больше различных групп людей получится привлечь.

Сейчас совместное проживание – горячая тема. Высокая стоимость аренды и другие факторы говорят в пользу развития нового сегмента бизнеса. Остается лишь надеяться, что гиперактивность компаний и высокий уровень конкуренции не приведут к созданию нового «мыльного пузыря» на этом рынке.

«Все, что происходит на рынке недвижимости — хорошо, потому что это в любом случае развитие. Единственное, чем мы, конкуренты, можем навредить друг другу – это перенасытить рынок настолько, что придётся снижать цены, и тогда все мы заработаем меньше. Но если одновременно нам удастся снизить цены на аренду жилья в Нью-Йорке в целом – разве это не будет здорово?» — говорит Харгривс.

Юлия Любезнова

25.05.2016