Денежное место

Есть какой-то особый шарм в том, как подобраны сюжеты изображений на российских деньгах. На банкнотах достоинством от 10 до 1000 рублей изображено пять зданий: три церкви, одна биржа и один театр. Половина построек горела, некоторые даже трижды. Две из пяти созданы в один год, еще две – охраняются ЮНЕСКО, а одна – не охраняется даже сторожем. Мы собрали самые интересные факты об архитектуре на российских денежных знаках и нашли что измерить тоннами рублей. 

10 рублей: часовня Параскевы Пятницы (Красноярск)

Часовня, пожалуй, самая скромная постройка из тех, что попали на аверс рубля. Святая Параскева – образ родом из III века, с земель Малой Азии, который в российском христианстве должен был вытеснить языческого «бабьего бога» Пятницу. Само имя Параскева с греческого переводится как «пятница» или «приготовление», а в славянских странах святую почитают как покровительницу замужних женщин и домашнего хозяйства.

27

Часовня (первоначально деревянная) появилась в 1805 году и для красноярцев всегда имела большое значение. В былые времена к ней совершали крестные ходы, а сейчас – обязательные свадебные «паломничества» с гостями, фотографами, баянами и тамадой. В истории часовни был только один период «затишья», в 1990-х, когда она была ненадолго заброшена, но как раз в это время ее изображение появилось на банкноте 10 рублей, и про нее все снова дружно вспомнили. С тех пор как красноярское сооружение появилось на банкноте, оно претерпевало изменения только однажды – тогда шатер поменял размер и цвет (с красного на зеленый). Когда Центральный банк начал выводить бумажную «десятку» из оборота, красноярцы не растерялись и навсегда увековечили банкноту, установив ей памятник весом в несколько тонн.

 

50 рублей: здание Биржи (Санкт-Петербург)

Чтобы понять, как далек Красноярск от Петербурга, возьмите в руки «десятку» и «полтинник»: часовня святой Параскевы (деревянный прототип) и здание Биржи были заложены в один год. Этот ансамбль появился на берегу Невы, в первую очередь, чтобы заполнить пустынный вид под окнами Зимнего дворца, а уже во вторую – чтобы было где торги вести. Первая стройка началась в конце XVIII века, и к 1787 году все было почти готово, но потом, по древней русской традиции, процесс забросили.

29

Взявшись за проект через 17 лет, французский архитектор Тома де Томон разобрал старое и воздвигнул свой колосс, по форме и стилю отсылающий нас к храму Геры с сорока четырьмя колоннами, полуциркульными окнами и скульптурой Нептуна над входом. Последние несколько лет, пока Центральный военно-морской музей, располагавшийся ранее в здании Биржи, переезжал на новую площадку, архитектурная модель с пятидесятирублевки стыла в одиночестве без людей, заботы и отопления. В прошлом году ее передали Эрмитажу, и скоро в этих стенах откроется музей гвардии и геральдики. Чтобы это ни значило, правительству нужно выделить на проект 1,7 млрд рублей. То есть 33 тонны «полтинников».

 

100 рублей: Большой театр (Москва)

Судя по всему, чтобы попасть на любую из банкнот, здание должно пройти сложный и тернистый путь. Пока первое здание Биржи в конце XVIII века стояло в запустении, в Москве приступили к возведению Большого театра. Эта постройка сгорела еще до завершения всех работ. Тогда за дело взялся учитель математики императорских детей англичанин Майкл Медокс. Театр вырос за пять месяцев и стоил создателю аж 130 тысяч серебром личных денег, так что в итоге Медоксу пришлось даже пустить с молотка собственный особняк. До конца жизни человек, возведший Петровский театр, существовал на выделенную императрицей Марией Федоровной пенсию. И если молния дважды в одно место не попадает, то пожар в одном и том же месте – пожалуйста: уже в 1805 году огонь уничтожил и это здание.

28

Власти объявили конкурс на новый проект, который должен был учитывать единственную уцелевшую стену старого «Большого». Вновь он открылся в 1825 году и радовал зрителей целых 30 лет. До следующего пожара. Горел, что называется, хорошо – пламя бушевало двое суток, на всей театральной площади растаял снег, клубы дыма были видны из любой части Москвы, уцелели лишь внешние стены и колоннада кортика. За последующие 160 лет много воды утекло: проваливался фундамент, проседала стена, во время войны в Большой попала бомба, прорвало трубу, и водой в прямом смысле слова залило весь район. А последняя реконструкция, свидетелями которой стали уже мы с вами, дорогие читатели, обошлась казне в 35,4 млрд рублей. То есть в 330 тонн сотенных купюр.

 

500 рублей: Соловецкий монастырь (Архангельск)

Пятисотка – самый занимательный билет Банка России, ведь Соловки – это одновременно и монастырь, и тюрьма, и музей. Согласно летописям, монастырь появился в 30-х годах XV века и вскоре стал производственным центром региона и надежной морской крепостью. Сейчас Соловки – один из самых выдающихся памятников российского зодчества, комплекс даже включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кремль, монастырь, церкви – все постройки хранят удивительные тайны. К примеру, скептики-краеведы сомневаются, что крепостные стены и некоторые другие сооружения были построены монахами, ведь в их основании лежат огромные древние валуны, на подъем только одной такой глыбы понадобились бы усилия ста человек.

30

Согласно этой теории, Соловки – творение древних скандинавских племен, в которое со временем «инкрустировали» кирпичную кладку русские монахи. Но даже без этих догадок на островах в Белом море есть что посмотреть. В 30-х годах это был первый и один из крупнейших лагерей ГУЛАГа, позже – школа военно-морского флота. Монашеская жизнь возобновилась в 1990-х, и сейчас Соловки – это кремль, действующий монастырь, огромная библиотека, заповедник и музей. На архипелаге островов разбросаны древние постройки и археологические памятники. Одна 500-рублевая купюра, например, поможет вам оплатить восьмичасовую лодочную экскурсию по соловецким каналам и озерам.

 

1000 рублей: Церковь Иоанна Предтечи (Ярославль)

Этот объект тоже находится под охраной ЮНЕСКО, ведь храм построен в конце XVII века, и, как отмечают архитекторы, в его облике нет ни одной детали, не свойственной русскому зодчеству. За интерьер взялась артель из 16-ти ярославских художников, в 1695 году они полностью покрыли все помещение фресками: от вершин сводов, по столпам, в галереях и практически до пола – всего несколько тысяч религиозных сюжетов, ни один из которых, как и положено, не повторяется. В христианском мире нельзя найти аналогичного примера, а масштаб и качество росписи таковы, что оформление церкви Иоанна Предтечи считается важнейшим этапом становления ярославской живописной школы.

31

Для строительства церкви было открыто три кирпичных завода, которые выпускали лекальный кирпич необычной формы. Особенность архитектуры заключена в двух его симметричных приделах, каждый из которых украшен пучками «малых пятиглавий». Так появился единственный в русском зодчестве пример церкви с пятнадцатью главами. В 1904 году все они были покрыты золотом, поэтому в солнечную погоду храм буквально «горел» и переливался. Сейчас церковь действует (открылась в мае после реставрации). Так как она находится на производственной окраине Ярославля, то нуждается не только в символической охране ЮНЕСКО, но и в фактической – из каскада старинных изразцов на внешних стенах уцелел только один, остальные растащены на сувениры или просто разбиты. Измерить ущерб от вандализма и тоску по былому величию русской архитектуры в тоннах купюр не представляется возможным.

Юлия Цветкова

Иллюстрации: Анастасия Тимофеева