Держи вора

Квартирная кража – это, как минимум, очень неприятно. Сложно представить себе ситуацию, в которой мы с большим уважением и даже симпатией относимся к тем, кто покопался в нашем имуществе и стащил кровные денежки. Тем не менее, история знает немало подобных случаев, правда все — родом из кино. Сегодня расскажем о фильмах, создатели которых уверены: вор тоже человек. Дабы внести в обзор познавательный момент, сосредоточимся на близких нам по быту отечественных фильмах и узнаем, на какие методы идут самые известные киношные воры.  

«Вор» (реж. Павел Чухрай, Россия, Франция, 1997)

Ничто не предвещало криминальной истории: молодая женщина с ребёнком, потеряв любимого человека, встречает военного, в котором находит достойного мужа для себя и отца для маленького сына. Фильм Чухрая — трогательная, пронзительная послевоенная мелодраматическая история матери и сына, которые, сами того не ожидая, стали одной семьёй с квартирным вором. Он сделал их частью своей схемы: семья фронтовика переезжает из одного города в другой, ненадолго останавливаясь в разных коммуналках, втираясь в доверие соседей и совершая кражи. Помимо удовольствия от великолепной игры Владимира Машкова и неожиданного детского таланта Миши Филипчука из фильма можно вынести вековую мораль о том, что приветливые соседи могут оказаться не теми, за кого себя выдают: запудрят мозги, пригласят на концерт да и ограбят квартиру, пока вас не будет дома. Лучшая модель поведения в такой ситуации: «доверяй, но проверяй», даже если подозрительный тип – Владимир Машков.

1

 

«Место встречи изменить нельзя» (реж. Станислав Говорухин, СССР, 1979) 

Неплохо было бы провести эксперимент и узнать, велик ли процент россиян, которые ни разу в жизни не слышали о Глебе Жеглове и Володе Шарапове. Хитовый советский детективный сериал не сходит с экранов телевизоров уже более тридцати лет. Напомним фабулу: в бедной послевоенной Москве орудует неуловимая шайка «Чёрная кошка», которая грабит склады и магазины. Помимо главных злодеев, других преступников в фильме тоже предостаточно.

Начинается распутывание криминального клубка с домашнего убийства Ларисы Груздевой, душегубец которой похитил из квартиры браслет с изумрудным глазком.  В череде логических цепочек и неожиданных событий герои ленты знакомят нас со всем цветом криминальной Москвы, начиная от мелких воришек и заканчивая крупными авторитетами. Впечатлительные зрительницы во время просмотра ленты должны усвоить, что фраза «о, как убийственно мы любим» не всегда метафора и нужно внимательнее относиться к претенденту на руку и сердце.

Сериал про двух отважных сыщиков стоит в ряду достойных советских детективов о квартирных кражах (также по теме — «Визит к Минотавру» Эльдора Урзубаева), который и стал предвестником первого криминального сериала новой России «Улицы разбитых фонарей», где и воров, и преступлений — с лихвой.

 

«Апостол» (реж. Юрий Мороз, Николая Лебедев, Геннадий Сидоров, Россия, 2008)

На первый взгляд, история совсем не о заурядной квартирной краже, а о большом шпионаже во время великой отечественной войны. Тем не менее, именно непревзойденный талант вскрывать разные замки сделал из героя Евгения Миронова ответственного за важную операцию по доставке суперсекретных документов и обнаружении суперопасного главаря одной суперопасной немецкой группы. Особую пикантность истории придаёт тот факт, что Миронов играет сразу две роли: одну – скромного учителя, вторую – опытного вора. В первых сериях ленты можно не только узнать, как легко вскрыть любой замок, но и проследить становление персонажа. Вывод: мелкий воришка способен спасти честь государства, если направит свои способности в нужное русло и пройдёт идеологическую обработку в надлежащих органах.

4

 

«Джентльмены удачи» (реж. Александр Серый, СССР, 1971)

У героев фильма богатый воровской опыт. Не сказать, что он успешен, но совершить преступление века и украсть из палатки археологов шлем Александра Македонского им всё-таки удалось. Классика советского кинематографа по сценарию Георгия Данелии демонстрирует универсальность воровской профессии. Герои с одинаковой лёгкостью берутся и за квартирные кражи (ни одна из них не оказалась настоящей), и за вооруженное нападение с бревном. Попутно автор фильма раскрывает причины становления персонажей не тот путь и знакомит зрителей с воровским жаргоном.

5

Вор в советской комедии – это всегда смышлёный, остроумный и симпатичный человек, который отчего-то выбрал не самый законный путь зарабатывания денег. Подобный тип вызывает желание не вызвать милицию, а, скорее, позвать в гости. В «Иван Васильевич меняет профессию» (реж. Леонид Гайдей, СССР, 1973) такой вор ограбил квартиру стоматолога Шпака, а позже спасал достопочтенного Бунша, изображая князя Милославского.  Этот вор собой гордится и жизнью доволен, в отличие от джентльменов удачи, которые испытывают недюжие переживания насчёт того, что они «шакалы паршивые, всё воруют, воруют».

6

 

«Чернобыль. Зона отчуждения» (реж. Андерс Бенке, Россия, 2014 –наши дни)

Фантастическая история о четырёх подростках, оказавшихся в большой радиационной западне, начинается как раз с крупной квартирной кражи. Один неприятный человек со странной специальностью «подкастер» украл у главного героя несколько миллионов рублей. В ответ герой собрал своих друзей и поехал вслед за преступником. О том, чем закончилась история, говорить пока рано (в настоящий момент поклонники ожидают выхода второго сезона), но мораль ясна уже сейчас – не сообщайте пароль от сейфа своим детям, если сами собрались уехать в отпуск и оставить дома целое состояние. Такое доверие к подросткам создаст большие проблемы, причём не столько для вас, сколько для них.

7

 

«Один дома» (реж. Крис Коламбус, США,1990) 

Справедливости ради нельзя не коснуться и западных методик, успешно (и не очень) реализуемых квартирными ворами. Они представлены в большом многообразии в фильмах самых разных жанров. Вспомним, например, историю о маленьком мальчике, который в одиночку противостоял ворам на протяжении нескольких выпусков саги о маленьком Кевине, оставшемся дома.

8

Нельзя не отметить, что зарубежные воры весьма изобретательны в своих подлых порывах. То они намерены провернуть неординарную афёру в фильме «Как украсть небоскреб» (реж. Брэтт Рэтнер, 2011), то сводят с ума мать и дочь в «Комнате страха» (реж. Дэвид Финчер, 2002), то обчищают особняки голливудских звёзд, чтобы стать ближе к жизни богатых и знаменитых в «Элитном обществе» (реж. София Коппола, 2013).  Простые американцы тоже не чураются проникать в чужие дома, чтобы выкрасть кое-что важное и ценное. Так поступают персонажи фильмов «Стажёр» (реж. Нэнси Майерс, 2015) и «Домашнее видео» (реж. Джейк Кэздан, 2014). Cамое полезное, что можно вынести из американских триллеров и комедий – борись до конца, верь в себя и все получится. У Кевина же получилось!

Мария Соловьёва

27.06.2016