Госпрограмма по переселению соотечественников 

Жила-была страна в составе 15 республик. Когда она распалась, прежние соотечественники оказались бывшими, а то и вовсе разъехались по другим странам. Правопреемницей СССР осталась Российская Федерация, которая ввела в 2002 году Программу переселения тех, кого раньше называла соотечественниками. Предложение заманчивое: как и граждане РФ, они пользуются всеми благами государства, включая льготы и пособия, имеют право голосовать и избираться в органы власти. Но всё ли так просто? 

Почему они соотечественники, если живут в другом государстве?

Первая статья Федерального закона от 24.05.1999 №99-Ф3 сообщает: соотечественник — это не только гражданин РФ, который живёт за границей. Ещё это представители народов, исторически проживавших на территории РФ, СССР, РСФСР и Российской империи. В исторической совокупности это гипотетическое государство гораздо больше нынешней Российской Федерации. И если ваши предки жили на территории Российской империи или СССР, вы уже потенциальный участник программы.

 Иллюстрация: Евгения Ремизова

Близкие члены семьи тоже подпадают под программу и получают статус «членов семьи участника». Круг широк: супруги, дети, родители, родные братья и сестры участника или супруга, племянники и племянницы, бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника, за исключением мужа или жены, вправе претендовать на роль самостоятельного участника программы, как тот же носитель семейно-территориальных корней.

В первую очередь Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (так она называется полностью), ориентирована на «возвращенцев» — тех, кто после распада СССР оказался за пределами РФ и теперь хочет обратно. К соотечественнику, который хочет стать участником программы, предъявляются некоторые требования. Он:

  • достиг 18 лет;
  • дееспособен;
  • сдал экзамен по русскому языку;
  • без криминального прошлого и настоящего;
  • без смертельно опасных для окружающих болезней.

Кто расселяет и помогает переселенцам?

В 2012 году план реализации программы был доработан. С тех пор заниматься приезжими поручили местным властям и субъектам федераций. Государственная программа только обозначает общие условия, а на практике и на местах приём и обустройство участников с семьями обязуется организовать местная власть — на основании региональной «подпрограммы государственной программы». Однако функционал местных властей размыт и не определён. Основной Программой гарантируется сам факт некоторых денежных выплат, компенсации затрат на переезд (с провозом вещей) и на оформление документов. Хотя в тексте Программы и указано некое право на «подъёмные» от государства, реальные выплаты остаются на совести и зависят от возможностей региональных властей. Если для переселенцев не нашлось работы, а других источников дохода у них нет, в течение полугода возможно получение ежемесячного пособия на каждого дееспособного члена семьи с учётом прожиточного минимума по региону.

Участник программы обязан вернуть «затраты государства» на участие в программе, если покидает РФ в течение последующих трёх лет, не прижившись на новом месте.

История немецкой семьи, пострадавшей от секс-просвета

Немецкая семья Мартенс надеялась скрыться в России от школьного секс-просвещения. Родители обоих супругов жили в СССР, но как немцы эмигрировали в 90-х. Глава уже нового семейства, с женой и 10 детьми, решил вернуться в Сибирь, где жили и откуда уехали его предки. Но представления о сибирской жизни и реалии, с которыми столкнулась семья, не совпали.

Власти встретили Мартенсов радостно и не без пафоса. Жилья, правда, не выделили, но знакомые по дружбе разместили многодетную семью в деревянном доме. Чтобы не замёрзнуть в сибирские морозы, бывшие германские жители кололи дрова и топили печку. От идеи фермерского хозяйства пришлось отказаться. И уже через два месяца семья засобиралась назад — нагруженная ценным опытом и долгом перед Российской Федерацией в 150 тысяч рублей «детских» (по 15 тысяч на каждого ребёнка). Позже эти деньги за немецкую семью заплатил Владимир Полубояренко, бывший уполномоченный по делам человека уже в Ставропольском крае. Он же пообещал поселить семью на собственной даче в тёплых краях и даже помочь её отремонтировать. Для уговоров Евгения (Ойгена) Мартенса, приехавшего в Ставрополье, выслали нарядных казаков с саблями. Они встречали беглецов с хлебом и почему-то с водой вместо водки. Но пока немецкая семья в раздумьях и живёт в Германии, а глава семьи обещает больше не принимать решение в одиночку.

Власти обязаны обеспечить переселенцев жильём?

Не совсем. Заявленная цель программы переселения соотечественников — содействие социально-экономическому развитию регионов и решение демографических проблем. Создатели программы посчитали, что множество неудовлетворенных соотечественников работоспособного возраста и приличного образования, живущих за границей, при должной информационной поддержке программы радостно устремятся на историческую родину — жить, возделывать, строить и рожать. Участник программы получает разрешение на временное проживание вне квот, вид на жительство и приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке. Остальное – непредсказуемо.

Субъект РФ вправе, но не обязан участвовать в субсидировании жилищных расходов участников программы. Он может, но не должен предусматривать меры и гарантии, направленные на обустройство и финансовое обеспечение «возвращенцев».

И кто тогда поедет?

Мониторинг реализации программы за первый квартал 2016 года (более поздних документов на сайте МВД не представлено) показывает: едут преимущественно выходцы из Украины (39%). На втором месте – Казахстан (18,4 %). На третьем — Молдова (10%) и Армения (8,6). Остальные места поделили между собой другие бывшие республики СССР – Узбекистан (9,1%), Таджикистан (5,6%), Киргизия (1,6%), Азербайджан (1,4%). Минимальное участие оказалось у соотечественников из Белоруссии, Грузии и стран Прибалтики – меньше 0,2-0,1%. А с 1 сентября 2017 года и вовсе введено упрощённое предоставление российского гражданства украинцам.

Можем предположить, что участниками программы становятся люди, для которых жизнь в странах проживания перспективно намного хуже, чем при неизвестных гарантиях в России, но с перспективами быстрого получения гражданства РФ. Заметим, что у политических беженцев в РФ скорее случаются проблемы, чем льготы, поскольку выдачи этих соотечественников требуют местные власти страны исхода. Кроме упрощённой процедуры получения гражданства никаких гарантированных преимуществ программа не даёт.

Может льготную ипотеку переселенцам дают?

Участники программы, ставшие гражданами РФ, конечно, могут оформить ипотечный кредит, но на таех же условиях, что и остальные граждане. Льготные условия полагаются только тем, кто отвечает условиям других государственных программ: молодые семьи (до 35 лет), многодетные семьи, проживающие в аварийном жилом фонде, коммуналках и общежитиях. Последние факторы также позволяет встать на очередь по улучшению жилищных условий при найме социального жилья, но вопрос о первоначальном получении соцжилья остаётся на усмотрении местных властей (преимущество такую возможность получают сотрудники силовых ведомств, где-то – молодые учителя и медработники). Но даже и эти гипотетические бонусы не касаются Москвы и Санкт-Петербурга.

Почему так сложно?

Закон несовершенен, и что мешало взять за образец закон о жилищных субсидиях гражданам, покидающим Крайний Север, неизвестно. Подробные разъяснения содержания госпрограммы и её возможностей на сегодня дают в территориальных органах ФМС регионов, предъявивших региональные подпрограммы участия. А дальше – только бороться за трудное счастье переселенца. Например, требовать жильё по договору социального найма, доказывая, что в Луганске было так.

Стоит ли соотечественникам ехать назад? Ну, как минимум гражданство они получат.  А со стартовым капиталом и возможностью купить жильё – вообще без проблем. Добро пожаловать!

Алиса Орлова

Know­r­e­a­l­t­y.ru