Хотите продать квартиру? Найдите правильного риелтора

В предыдущей статье мы рассказали, как привести квартиру в порядок. Теперь самое время перейти к следующему этапу — поиску риелтора, который без труда проведёт вас через сложный и запутанный путь заключения сделки. Как по своему опыту знают многие в нашей стране, не все риелторы одинаково полезны, а нам нужно найти лучшего из лучших. 

Собирайте отзывы и обращайтесь к риелтору, знакомому с местностью

Агентов на рынке недвижимости очень много (хотя финансовый кризис сильно сократил их количество), и найти того, чьей работой и квалификацией вы останетесь довольны, непросто. Так что для начала обратитесь к друзьям и знакомым за рекомендациями, но не спешите срочно нанимать первого же, о ком ваш коллега по работе или товарищ отзовётся положительно, потому как здесь есть один важный критерий отбора — совершенное знание района и той части города, где находится ваша квартира. Риелтор техасского агентства Венди Флинн утверждает, что, если агент местный (или фокусируется на одном конкретном районе), он точно знает потребности рынка, а потому сможет правильно преподнести ваш объект недвижимости потенциальным покупателям.

11 Иллюстрация: Полина Васильева

Проверьте коммуникативные навыки агента

Когда вы нашли кандидата, не спешите звонить ему на мобильный, лучше напишите или позвоните в его офис и оставьте сообщение (вы же догадываетесь, что пенсионеру или студенту, подрабатывающему риелтором «на вольных хлебах» и не имеющему отношения ни к какой конторе, лучше не обращаться?). А потом ждите. Это первый тест: насколько быстро риелтор отреагирует на ваше обращение и свяжется с вами. В идеале, он должен перезвонить в тот же день. «Если прошло четыре рабочих часа, а звонка нет, это тревожный сигнал», — говорит брокер техасского агентства Шандлер Крауч. Представьте, что вы начали с ним сотрудничество, вам нужно срочно связаться, а он недоступен или не берет трубку. Вам точно нужен такой агент?

 

Задавайте агенту вопросы 

Ваш первый разговор с риелтором должен напоминать интервью, проводимое при приёме на работу. Не бойтесь задавать сложные вопросы, вы должны знать, кому собираетесь отдать гонорар за помощь в поиске покупателя. Хороший агент знает свою работу от и до, и если вы видите, что он говорит неуверенно, значит, есть повод усомниться в его профессиональности. Вот что нужно спросить:

  • Как долго вы в профессии? (Нас интересует риелтор с как минимум двумя годами опыта работы).
  • Сколько объектов вы продали в прошлом году? (Ищите агента, который ответит на этот вопрос двузначным числом).
  • Каков процент продажи объектов от выставленных вами предложений? (В идеале, он должен ответить — от 60% до 80%).
  • Каково среднее соотношение цены объекта, по которой он был продан, к цене первоначального объявления? (Число должно быть большим — 95% и более).

Гиль Острандер, основатель компании Beigroup, советует также поинтересоваться, как именно агент собирается продать вашу квартиру. По его словам, большинство непрофессиональных агентов и лжецов говорят общими фразами — «буду рекламировать», «буду продвигать» и т.д. Профессионал своего дела должен дать вам более развёрнутый ответ. А вы должны иметь в виду, что грамотный эксперт пользуется тремя каналами поиска покупателей: личная активность, сотрудничество с коллегами и прямая реклама.

 

Определите уровень маркетинговых навыков агента

Агенты знают, а продавцы догадываются: чтобы быстро продать объект и заработать хорошие деньги, нужно донести новость о продаже до наибольшего количества людей. Протестировать такие способности вашего агента можно, задав ему как минимум три вопроса:

  • Как вы будете «продвигать» мою квартиру? Профессиональный риелтор должен пользоваться как минимум одним хорошим брокерским сайтом или сервисом и иметь собственную базу для рассылки электронных писем. Кроме того, хорошо, если агент привлекает к поиску своих коллег, гарантируя вознаграждение за поиск покупателя.
  • Как вы будете использовать социальные сети? Если агент хоть как-то их использует (чем больше соцсетей, тем лучше), это уже хорошо.
  • Как вы будете «продвигать» квартиру оффлайн? Помните, что зачастую личная активность приносит лучшие результаты, чем прямая реклама, так как не редко лучший покупатель живет в соседнем доме или даже подъезде.

 

Дёшево и сердито — не ваш вариант

Конечно, не нужно выбирать того риелтора, который запрашивает наименьшую сумму. Порталу Realtor Крауч рассказывает, что главное — чтобы агент реально придерживался тех сумм, которые озвучил на первой встрече. Поэтому если ваш потенциальный агент после вашей просьбы «сделать подешевле», сразу соглашается — это, как ни странно, плохой знак. «Подумайте вот о чём: если риелтор не в состоянии отстоять свои деньги, то как он будет отстаивать ваши?» — говорит Крауч. Риелтор должен быть уверен в качестве своих услуг, а значит, и в их стоимости.

Юлия Любезнова

03.03.2016