Как дизайн офиса влияет на работоспособность?

Дизайн-проект любого офиса начинается с изучения особенностей бизнеса в данном рабочем пространстве. Только так можно достичь результата, при котором дизайн с одной стороны радует глаз, а с другой – работает вместе с сотрудниками. Поэтому самые распространенные ошибки дизайнера и проектировщика офисных пространств связаны с пониманием нюансов конкретного бизнеса, а также запросов и потребностей сотрудников. Николай Миловидов, управляющий партнёр архитектурного бюро UNK project, рассказывает о самых распространенных ошибках в проектировании офисных помещений.

Lightyears.dk (Flickr)(CC BY-ND 2.0)
  • Открытые пространства

Одна из ошибок, влекущих за собой неприятные последствия для самого бизнеса — желание руководства рассадить сотрудников в некогда модный тотальный опен-спейс в расчёте на экономический эффект. В этом случае не учитываются взаимосвязи команд и специфика работы отделов: шумный sales-отдел может оказаться по соседству с корпоративными юристами. Да, это позволяет сэкономить на аренде, но потери бизнеса от утомляемости, невнимательности и раздражительности “тихих” отделов будут существенно чувствительнее в продолжительном периоде времени. Поэтому грамотное функциональное зонирование пространства офиса – основа проекта.

Умелое распределение рабочих зон, зон общения, переговорных, кабинетов, соблюдение баланса открытых и закрытых пространств — залог дальнейшей успешной работы сотрудников. Важно учитывать и нужное количество помещений. Так, в офисах зачастую не хватает переговорных, но при проектировании нужно думать еще и о том, как часто ими будут пользоваться, как много собирается сотрудников, для каких отделов они актуальнее. Только так можно правильно распределить разноформатные переговорные по офису.

Paintzen (Flickr) / (CC BY 2.0)
  • Неправильные цвета

Отдельная важная часть дизайн-проекта – умелое использование цветов, в том числе брендовых. Как правило, избыточность любого яркого цвета тяжело воспринимается сотрудниками. В этом случае важно помнить, что брендирование не всегда должно быть завязано на цветах, есть множество интересных способов сделать иначе. Сюда же можно отнести и неправильный подбор температуры света. Слишком теплый свет может расслабить персонал, а слишком холодный будет держать сотрудников в излишнем тонусе и психологическом дискомфорте.

Complete Interior Design (Flickr) / (CC BY 2.0)
  • Акустика

Исследования показывают, что акустический дискомфорт – еще одна серьёзная проблема в современных офисах, провоцирующая реальные заболевания. Поэтому важно правильно подбирать акустические материалы и для отделки рабочего пространства, и для закрытых помещений. Например, стилистически безупречная переговорная со стеклянными перегородками, гладким потолком и отделкой одной из стен деревом, будет давать избыточное эхо. Видеоконференцсвязь в такой переговорной станет мучением для всех участников, и ситуацию не спасет даже использование ковролина. В этом случае необходимо изначально соблюсти общий баланс материалов.

fredericomeyer (Pixabay) / Pixabay License

Продолжая тему звука, нельзя не упомянуть ещё об одной распространенной ошибке проектирования. Большие переговорные часто делают с возможностью трансформирования на несколько маленьких, так как полноценная заполняемость требуется достаточно редко. Подбирая для этого профессиональные мобильные акустические перегородки с требуемым уровнем звукоизоляции, проектировщик думает, что решает проблему акустической изоляции помещения. Однако в результате сотрудники слышат друг друга через такую перегородку, как будто её просто нет. Подобное происходит, если при проектировании вентиляции не был учтён транзит воздуховодов через переговорную. По воздуховодам звук прекрасно проходит через любые стены.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно сказать, что проектирование офисных пространств – это постоянный поиск баланса во всех компонентах: в планировке, отделке, освещении, инженерном оборудовании и множестве других аспектов.