Кофейная зависимость

О том, как кофейни Starbucks влияют на стоимость недвижимости и вселяют уверенность в светлое будущее.

В прошлом году в Вильямсбурге, одном из районов Бруклина, появились два первых кафе Starbucks. На Манхэттене, находящемся по другую сторону Ист-Ривер, где чего только не повидавшую публику пытаются удивить ресторанами для нудистов и коньячными библиотеками, никто и внимания не обратил бы на появление очередной кофейни, коих здесь пруд пруди, но жители Вильямсбурга, до которых долетают только слабые отголоски фееричной манхэттенской жизни, на открытие кафе отреагировали неожиданно: цены на недвижимость рядом с кофейными точками вдруг поползли вверх.

starbax-2 Иллюстрация: Гоша Лошадкин

Надо понимать, что Starbucks сегодня – неотъемлемая часть американских городов, ставшая едва ли не главным их признаком, опознавательным знаком, объединяющим такую разную Америку. Прогуливаясь по любому из крупных населенных пунктов, каждый американец может ощутить себя как дома: достаточно пройти пару улиц – и вот она, родная кофейня, манящая зеленой неоновой вывеской. По подсчетам Wall Street Journal, в Манхэттене, например, на каждый квадратный километр приходится примерно по шесть кафе. Всего же на острове насчитывается 210 «Старбаксов», а вот в менее богатых и престижных Бруклине и Бронксе их гораздо меньше.

«Сейчас, показывая клиентам недвижимость в этом районе, я обязательно говорю, что рядом находится Starbucks, и реакция всегда положительная», – рассказывает о Вильямсбурге журналистам The Guardian брокер по недвижимости компании Compass Кристин Томас. «Думаю, это вселяет клиентам уверенность в том, что место действительно неплохое, раз уж всемирно известная сеть открыла тут свое кафе. Особенно важна новость для тех, кто решил перебраться в Вильямсбург из Манхэттена», – добавляет она.

Специалисты крупнейшего портала о недвижимости Zillow Спенсер Раскофф и Стэн Хамфрис в своих исследованиях зашли еще дальше, утверждая, что именно появление Starbucks влияет на рост цен недвижимости. По этому случаю они написали целую книгу, где привели следующие цифры: за 17 лет недвижимость в США в среднем подорожала на 65%, а вблизи кафе Starbucks – аж на 96%. «Какова бы ни была причина – в любви к кофе или в уверенности рядом со Starbucks, но люди готовы платить за проживание вблизи знаменитой кофейной сети», – заявляют эксперты.

Что появилось раньше – курица или яйцо? Арабика или робуста? Starbucks или повышение цен на недвижимость?

Сразу нашлись те, кому теория столь примитивного кофейно-недвижимого ценообразования показалась надуманной и неоднозначной, мол, вопрос тут сродни тому, что появилось раньше – курица или яйцо? Арабика или робуста? И что здесь причина, а что следствие – появление Starbucks или повышение цен на недвижимость – вопрос еще какой спорный. Некоторые утверждают, что все ровным счетом наоборот: это Starbucks коварно и дотошно выбирает те районы, которые стремительно развиваются и дорожают. «Просто психологически мы все воспринимаем появление Starbucks как знак благополучия и развития района. Когда кафе появилось в Вильямсбурге, я сказала: «Вау, наконец-то», – поясняет Кристин Томас.

Когда эксперты Раскофф и Хамфрис, всерьез взявшиеся за вопрос ценообразования недвижимости вблизи кофеен, посетили центральный офис Starbucks и призвали их для своего исследования к ответу – как выбираются места для новых кафе, – они услышали: «Как по расчету, так и по интуиции». Справедливости ради, ни то ни другое не помогло сети в 2008-м, когда компании пришлось закрыть около 600 точек, большинство из которых находилось не в самых богатых районах. Рентабельность таяла, как пенка на свежем капучино, и вряд ли «Старбаксу» там удалось поднять среднюю стоимость квадратного метра одним фактом своего существования. Но появление знакомого логотипа у себя «на районе» в любом случае – знак, несомненно, хороший: если цена на жилье не вырастет, так хотя бы кофе рядом с домом будут варить неплохой.

Юлия Любезнова

Know­r­e­a­l­t­y.ru