25 совершенно бесполезных, но очень увлекательных фактов о лифтах.
1. Небоскреб «Уиллис-тауэр» в Чикаго хорошо известен своими лифтами. Их количество сравнимо с количеством всех лифтов города Бугульма, к тому же чикагские лифты отличаются своей конструкцией: 16 кабин – двухэтажные, поэтому посадка и высадка пассажиров производится сразу с двух этажей.
2. Не всякий житель Бугульмы поймет, но в эстонском городке Кунда построили лифт для рыб. Строительство затеяли для активной помощи рыбам в их нелегкой сексуальной жизни – во время нереста не каждый озабоченный лосось способен преодолеть семиметровый барьер дамбы.
3. Нечто похожее наблюдалось в Версальском дворце, где специально построенный лифт доставлял Людовика XV к любовнице, живущей этажом выше.
4. Пожалуй, единственный случай в мировой истории, когда на торжественном открытии лифта присутствовала королевская особа, – это церемония открытия «Фолкеркского колеса» в 2002 году в Глазго. Туда Елизавета II приехала продемонстрировать свою новую зеленую шляпку и важность 19 000 000 налоговых фунтов стерлингов, затраченных на строительство гигантского лифта, предназначенного для переправы судов.
5. Когда в XVII веке китайцы придумали лифт для воды, представляющий собой конструкцию для зачерпывания воды из реки, они, кажется, случайно изобрели катамаран. Механизм приводился в действие усилиями двух усердных китайцев, ловко крутящих педали.
6. В Германии, где власти настойчиво продолжают думать об удобстве людей, в 2001 году вместо опасного пешеходного перехода на автомагистрали был построен «пешеходный» лифт. Для этого над дорогой возвели мост с рельсами, по которому из пункта А в пункт B движется лифт не в привычном вертикальном, а горизонтальном направлении. Пешеходный переход для ленивых, которому сами проектировщики дали неприятное название «человековоз», тем не менее, без всяких неприятностей возит до 700 человек в день.
7. Самый высокий наружный лифт Европы с непередаваемым видом на озеро и Альпы катает любителей острых ощущений в пригороде швейцарского Люцерна. Унять дрожь в коленях от неописуемой красоты или разыгравшейся акрофобии можно в местном ресторане.
8. Человеческая лень двигала прогресс и до 79-го года нашей эры, что видно по раскопкам города Геркуланум, уничтоженного извержением Везувия вместе с Помпеями. Еду для местных богачей с одного этажа на другой доставлял мини-лифт. Кстати, у Петра I был такой же.
9. Еду для колизейских львов тоже доставляли на лифтах. Гладиаторы попадали на арену с нижних этажей на одном из 12-ти подъемников.
10. Первый пассажирский лифт, установленный в пятиэтажном нью-йоркском магазине в 1857 году, перемещал резвых шопоголиков со скоростью 20 сантиметров в секунду.
11. Не в пример подъемнику полуторавековой давности, лифт в китайском небоскребе «Тайбэй 101» летает со скоростью 16,83 метра в секунду.
12. В списке самых скоростных лифтов «Тайбэй» очень скоро подвинется, так как японская компания Hitachi на зависть владельцам отечественных автомобилей разработала совершенную «машину», спокойно перемещающуюся со скоростью 72 км/ч без сбитых рулевых тяг и подсоса воздуха.
13. В пятизвездочном Radisson Blu Hotel Berlin любого богача могут заставить почувствовать себя синеперым балистодом или морским клоуном. В холле отеля установлен 25-метровый цилиндрический аквариум, населенный тропическими рыбами всех мастей. Лифт внутри аквариума перемещает постояльцев с первого этажа на смотровую площадку.
14. В большинстве многоэтажек Канады и США невозможно попасть на 13-й этаж – такой кнопки на панели лифта просто нет.
15. Двери лифтов китайских больниц на 13-м этаже всегда открыты всем желающим, зато на их лифтовых панелях нет обозначения 4-го этажа, так как слово «четыре» созвучно со словом «смерть», а это выздоровлению пациентов, как правило, не способствует.
16. Если бы лифт, каким мы знаем его сейчас, так и не придумали, строительство небоскребов было бы невозможно.
17. В Средневековье лифты могли себе позволить только очень богатые домовладельцы. Ну и, ясное дело, монахи.
18. Ученые выяснили, что популярная байка про то, что единственный способ выжить в падающем лифте – подпрыгнуть во время удара, – не более чем байка. На самом деле нужно лечь на пол, заняв максимальную площадь, так как удар тогда придется на всю поверхность тела, что увеличит шансы на выживание. О том, проверяли ли правильность своей теории ученые и сколько подопытных осталось в живых, не упоминается.
19. Прототип всех современных лифтов был представлен неким Отисом в середине XIX века на технологической выставке в Нью-Йорке. Да с каким шиком! Изобретатель сложил на платформу тяжелые грузы, встал, нарядный, туда же и поднялся на этой площадке на высоту. Затем его помощник под всеобщее «ах!» эффектно обрубил мечом держащие платформу тросы, но платформа не упала, остановившись в нескольких метрах от земли. Отис кланяется, публика рукоплещет, прогресс идет вперед.
20. Компания Otis до сих пор успешно работает на мировом рынке. Так, на обслуживании американской компании находится каждый седьмой лифт в России, в том числе и бугульминский.
21. В Зимнем дворце лифты появились по личному заказу Александра III. Заказали подъемники все в той же фирме Otis.
22. Лифт считается самым безопасным видом транспорта.
23. Дурацкая музыка в лифтах изначально была придумана как успокоительное средство для тех, кто ни разу не ездил на лифте.
24. В папуасских племенах, не знакомых с благами цивилизации, есть подобие лифта – платформу из лиан поднимают на вершину дерева при помощи противовеса. Используется подъемник, правда, по очень печальному случаю – к верхушкам веток аборигены, согласно традиции, отправляют тела своих мертвых соплеменников.
25. В 50-е годы прошлого столетия по заказу одного советского чиновника – по всей видимости, социофоба и совсем не клаустрофоба – в Киеве был построен необычный лифт размером пол квадратного метра.