На вылет

Аэропорт-чайка, аэропорт-горы, аэропорт-дракон и еще несколько интересных с архитектурной точки зрения аэропортов мира.

Международный аэропорт Sondica  (Испания, Бильбао)

Здание в виде гигантской птицы, как будто взмывающей ввысь, спроектировал архитектор-футурист Сантьяго Калатрава, которым испанцы гордятся не меньше, чем кавой, «Реалом» или Гауди. С последним, кстати, его не раз сравнивали (настолько, по мнению многих, чтимы обоими традиции современного барокко), хотя здесь, кажется, напрашивается совсем другая параллель – с терминалом №5 аэропорта имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке, построенного гением прошлого столетия Эро Саариеном. Судьба американской «чайки» менее завидна, чем испанской «голубки», как нежно прозвали ее в народе, потому как «списанное» здание Саариена совсем скоро будет перестроено в отель с магазинами, музеем и SPA, и у аэропорта Бильбао точно не останется никаких крылатых конкурентов.

18

Справедливости ради, несмотря на все аллюзии, составить конкуренцию аэропорту Sondica довольно сложно – настолько легким, воздушным и, главное, динамичным выглядит огромное здание. Калатрава уже не в первый раз играет в Пигмалиона, какими-то магическими архитекторскими заклинаниями оживляя творения из камня и бетона. На его счету уже есть небоскреб «Скрученное туловище» в Мальмё, напоминающее тело метателя дисков, готового к броску, и вокзал Satolas в Лионе, похожий на огромного жука, расправляющего крылья. Сам Калатрава не скрывает своего восхищения перед движимым в недвижимом и рассуждает об этом очень поэтично: «Движение дает форме дополнительное измерение. Делает ее живым существом. Вместо того чтобы воспринимать здание как нечто минеральное, вроде скалы, мы можем начать сравнивать его с морем, у которого есть подвижные волны, или с цветком, чьи лепестки раскрываются, когда наступает утро».

 

Международный аэропорт Денвера (США, Денвер)

Денверскому зданию есть чем похвастаться и кроме своей удивительной архитектуры. Например, это самое устойчивое строение в мире, самый большой аэропорт в Штатах и второй в мире после Кинг Фахда в Саудовской Аравии, а площадь аэропорта можно сравнить, например, с размерами австрийского города Филлах. А еще именно здесь путешествующие впадают в ступор перед Конем Апокалипсиса, масонскими символами и картинками с зомби-детьми, но это уже другая мрачная история. С архитектурной точки зрения аэропорт интересен, в первую очередь, своими впечатляющими формами, напоминающими покрытые снегом горы с острыми пиками, светящиеся в темное время суток красивым теплым светом, что делает его уже похожим на гигантские белоснежные вигвамы с разожженными внутри очагами.

17

Архитектор и по совместительству специалист по экотехнологиям Кёртис Фентресс, выбрав столь неоднозначную форму, тем не менее очень удачно вписал здание аэропорта в местный ландшафт, сыграв на открывающейся с восточной стороны панораме бесконечных Скалистых гор. «Природность» сооружения подчеркивает не только его вид, но и общая «зеленая» задумка: крыши псевдоскал покрыты тканью с тефлоном, «собирающим» тепло и обеспечивающим терминал солнечной энергией. Самое удивительное, что концепция одного из самых красивых, удобных и продуманных аэропортов мира была разработана архитектором всего за три недели. В ближайшее же время южный терминал аэропорта будет реконструирован, и главным по перестройке назначен все тот же Сантьяго Калатрава, уже имеющий опыт в аэропортных делах.

 

Международный аэропорт Карраско (Уругвай, Монтевидео)

Уругвайский аэропорт с высоты самолетного полета – чистой воды минимализм, если не сказать аскетизм. Все здание спрятано под огромной изогнутой «скорлупкой», прикрывающей стеклянные стены, изрезанные тонкими металлическими ребрами (в этом он схож с испанской «голубкой»). Именно за счет такого приема в здании, на первый взгляд, надежно скрытом под громадным монолитным куполом шириной почти 400 метров, так много света.

15

Архитектор Рафаэль Виноли, работающий в нью-йоркском бюро имени себя, но рожденный в Уругвае, как и денверский проектировщик, отдал дань родной природе и постарался повторить в стекле, металле и бетоне одну из главных красот Монтевидео – изгиб дюн, которые простираются от восточного побережья Уругвайской ривьеры до самой Бразилии.

 

Международный аэропорт Инчхон (Южная Корея, Сеул)

Французскому архитектору Жану Мишелю Вильмонту удалось создать совершенно футуристическое сооружение, сохранив при этом хорошо читаемое бережное отношение к корейской культуре. Само по себе здание, построенное к ЧМ по футболу 2001 года, чем-то напоминает гигантское усатое чудище, что как бы между прочим и невзначай отсылает путешествующих и провожающих к восточному фольклору, а инфраструктура аэропорта просто поражает своим размахом и объемами. Вот оно – настоящее восточное гостеприимство: тут тебе и поля для гольфа, и зимние сады, и казино, и еще дюжина того, что к полетам не имеет вообще никакого отношения.

19

Но самое интересное, пожалуй, то, каким образом был построен аэропорт: из-за чудовищной загруженности Сеула в Желтом море под сооружение Инчхона было выделено два острова, между которыми возведены дамбы, откачана вода и выровнено дно. На этом месте и возвели аэропорт. С городом аэроостров соединяется длинным мостом.

 

Международный аэропорт Шоуду (Китай, Пекин)

Спорт требует жертв. Причем не только от спортсменов, но и налогоплательщиков «принимающей» страны, где проводятся громкие спортивные мероприятия. Если Инчхон был построен ради футбола, то пекинский аэропорт, занимающий два района города, – ради Олимпиады-2008. После масштабной достройки (до этого здесь был аэропорт с двумя небольшими терминалами) сооружение, спроектированное Норманом Фостером, стало по-настоящему впечатляющим. Три здания нового терминала, два из которых напоминают самолеты, стоящие друг напротив друга, просты и изящны, а ночью подсвечены красными и желтыми огнями, что делает комплекс сооружений еще более эффектным.

16

Крыша главного пассажирского терминала покрыта «чешуйками» из стеклянных окошек непростой конструкции. Попадая в них, солнечный свет делится на спектры двух уже знакомых цветов – красного и желтого, что кроме эстетической имеет еще и практическую функцию: темно-оранжевый цвет «сообщает» пассажиром, что они находятся в центре терминала, и чем дальше они от центра, тем светлее становится свет в треугольных окошках. Использование знаковых для Китая цветов (красный, например, здесь означает удачу) и таких символичных деталей, как «чешуйчатые» окна, конечно, неспроста – если взглянуть на терминал с высоты, можно заметить, что весь комплекс своим силуэтом напоминает все того же дракона. Восток – дело не только тонкое, но и временами весьма предсказуемое.

Юлия Исаева

Иллюстрации: Анастасия Тимофеева

Know­r­e­a­l­t­y.ru