Почему позитивная динамика на рынке недвижимости заставляет людей отказываться от поступления в университеты?
Невозможность или нежелание получать высшее образование принято считать причиной многих экономических и личностных бед: низких зарплат, безработицы, застоя в карьере. Поэтому неудивительно, что когда на рынке недвижимости США начался кризис, а экономика страны угрожающе затрещала по швам, многие американцы с энтузиазмом ринулись учиться (причем, по мнению The Atlantic, спрос на образование как реакция на экономические неприятности — тренд общемировой, актуальный не только для американцев).
Иллюстрация: Ирина Фатеева
Однако новое исследование, опубликованное Национальным бюро экономических исследований США, открыло любопытные подробности относительно этой тенденции. Несмотря на то, что посещение молодыми людьми колледжей за прошедшие несколько десятилетий заметно увеличилось, рост этот в период с поздних 1990-х, когда начался бум на рынке недвижимости, и до 2006 года, ознаменованного стагнацией, сильно замедлялся. Согласно исследованию, сделанному Кервином Кофи Чарльзом и Эриком Херстом из Университета Чикаго, бум на рынке недвижимости как раз и явился причиной того, что высшие учебные заведения в этот период «пустовали»: посещаемость колледжей и университетов молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет снизилась на ощутимые 30%. Казалось бы, причина на поверхности: вместо того, чтобы получать образование, молодые предприимчивые люди бросились зарабатывать «быстрые» деньги. На самом деле, все не так очевидно, и причина взаимосвязи роста рынка недвижимости и массового отказа от образования — гораздо глубже.
Рост стоимости недвижимости, помимо прочего, положительно влияет и на другие экономические показатели, в том числе на рост благосостояния ее владельцев, у которых вдруг оказываются лишние деньги, которые есть куда тратить. Например, на нянь, садовников, помощников по хозяйству и т.д. Такое изобилие рабочих мест, для которых не требуется диплом о высшем образовании, знание сопромата и квадратная академическая шапочка, подстегнуло молодежь, жаждущую вырваться из—под надоевшей родительской опеки, зарабатывать деньги. Так чужие лохматые садовые участки и грязные бассейны, приносящие неплохие заработки, быстро сменили аудитории и лекции, которые еще и обходятся в кругленькую сумму. Эта занимательная статистика показывает, что рост экономики не стимулирует молодежь к карьерному росту и достижению высот, напротив, высшие учебные заведения кажутся им лишним звеном, ассоциируются с потраченным впустую временем и денежными средствами.
Экономический спад, конечно, все расставил по своим местам: американские семьи, нанимавшие трех нянь, довольствуются одной, а новые американцы, собрав учебники и волю, пошли учиться, вынужденно делая ставку не на безбедное настоящее, а на необозримое будущее. Правда, и тут специалисты Национального бюро исследований нашли одну деталь: когда статистика стала показывать, что интерес к университетам и колледжам снова возобновился, оказалось, что большинство тех, кто когда-то вместо учебы пошел работать, к получению образования так и не вернулось. Для них колледж оказался не отложенным на будущее, а полностью упущенным жизненным этапом.
Юлия Любезнова