Не один дома

Вы когданибудь видели призраков? Ну, или хотя бы улавливали краем глаза неясную тень, встав попить водички в три ночи? Даже у самых закоренелых скептиков случаются моменты, когда материалистические убеждения начинают слегка пошатываться, чем и пользуются создатели фильмов о домашних призраках, давая вполне конкретное и не очень приятное объяснение падающим стаканам, хлопающим дверям, смотрящим в никуда котам. Мы решили вспомнить 5 фильмов о домах с привидениями, ясно опровергающих утверждение «Мой дом моя крепость», и даже смогли сделать некоторые выводы.

 

«Американская история ужасов» (США, 2011 г., реж. Альфонсо Гомез-Рейон) 

6

О чем думается при въезде в новую квартиру? О новой жизни, о том, как все теперь пойдет по-другому, о приятных возвращениях с работы и семейных чаепитиях за круглым столом. Въезжающие озабочены предстоящим ремонтом, приходом дизайнера, раздумьями на тему совместимости новой кухни и стиля «прованс». Примерно то же было с героями первого сезона «Американской истории ужасов» (в последующих сезонах совсем другие сюжеты), но, что называется, что-то пошло не так. Вряд ли вы, впуская на порог дома незнакомого человека, который представился каким-нибудь сантехником или участковым, предполагаете, что он здесь раньше жил. И уж тем более вам никогда не придет в голову, что он здесь умер. Вот и супруги Хармоны не воображали себе ничего такого, просто жили, водили призраков по дому и даже помогали им справиться с психологическими проблемами. Очень милые люди, которые ничем не заслужили обрушившиеся на них ужасы.

И вот чему должен научить этот фильм в первую очередь, так это внимательности и осторожности, и речь тут не о чем-то метафизическом, а об очень обыденном и повседневном. Не надо подозревать мертвеца в каждом незнакомце, достаточно просто не пускать его в свою жизнь и дом, ну, или делать это очень аккуратно. В конце концов, мало ли что на уме у этого улыбчивого парня? Вдруг где-то там под плащом у него спрятан каталог шведской косметики?

 

«Черные кошки в бамбуковых зарослях» (Япония, 1968 г., реж. Канэто Синдо)

7

Тема смерти и призраков в Японии — в числе излюбленных, и злобные духи онрё, согласно городским легендам сживающих со свету тех, кто пока еще жив, пользуются не меньшей популярностью, чем какой-нибудь Витас или манга. Местные верования добавляют соли тем, кто уже пресытился однообразными легендами западного мира, а особая жизненная философия открывает новые грани восприятия мира. «Черные кошки в бамбуковых зарослях» — как раз из таких. Этот фильм 1968 года основан на классической легенде о неупокоенных душах убитых женщин. Дамы перевоплотились в призраков и теперь нетерпеливо ждут гостей в домике у ворот Расёмон. Радушные хозяйки и напоят самурая, и накормят его, и даже спать уложат. Одно сказку портит — проснуться у юноши уже не получится, поскольку ночью его горло умело разрывают кошачьи зубки. Дам, конечно, победят, причем, сделает это их муж и сын, который три года был на службе, дослужился до самурая, вернулся — а тут такое.

Из этой картины можно вынести один главный постулат. Прошлое — это прошлое, и в некоторых исключительных случаях, например, когда вашу кровь тепленькой собираются выпить ближайшей ночью, полезно забывать о дружеских и даже родственных связях.

 

«Сияние» (США, Великобритания, 1980 г., Стэнли Кубрик)

8

Иногда бывает полезно развеяться, сменить обстановку, а то и вовсе переехать поработать в другой город. Порой это помогает не только «перезагрузиться», но и отыскать потерянное вдохновение для продолжения захватывающего романа или ремонта, который никак не закончится уже полтора года. Так думали и герои фильма «Сияние», когда ехали на целую зиму в отдаленный отель, который с первой непогодой наглухо изолируется от внешнего мира. Жить в таком большом здании маленькой такой компанией очень непросто. В пустых темных коридорах непременно что-то привидится, например, близняшки, выходящие из стены. Или в запертых холодных номерах что-то загадочно зашуршит в самый неподходящий момент. Тем не менее, можно считать, что в фильме почти все закончилось хорошо, а мораль такова: не оставляйте творческую личность наедине со своими фантазиями, ведь это чревато не только гениальными произведениями, но и некоторыми психическими расстройствами. Хоть Гоголя спросите.

 

«Прикосновение» (Россия, 1992 г., реж. Альберт С. Мкртчян)

9

С заграницей все понятно, у них там, судя по кино, быт домашних призраков налажен. А что же в России? Пишет ли кто-нибудь, кроме режиссеров «Битвы экстрасенсов на ТНТ», толковые сценарии про призраков в отечественных квартирах? Смеем уверить, что с этим у нас дела обстоят вполне себе неплохо, и доказательством тому уже довольно старый, но по-прежнему сильно жуткий фильм «Прикосновение», рассказывающий, что и в обычных типовых квартирах место необъяснимому тоже есть. В картине, которую называют первым российским ужастиком, призрак ходит к своей дочери каждый день, до тех пор, пока для дочери все не заканчивается очень-очень грустно. Не будем говорить, как именно, поскольку с некоторых пор эта тема под запретом в российских СМИ. Но самое интересное происходит потом: призрак сам рассказывает следователю, что у мертвых есть организация, заманивающая в лапы смерти чистых, невинных, хороших людей. А дальше… Просто поверьте, что сюжет закручен лихо. Очень лихо! Настолько, что даже внятного вывода из фильма не сделаешь.

 

«Кентервильское привидение» (Великобритания, 1986 г., реж. Пол Богарт)

10

Замечательное произведение Оскара Уайльда экранизировалось неоднократно, но одним из самых забавных можно считать фильм 86-го года, где, кстати, снимается 14-летняя Алисса Милано, которая много позже станет главной сериальной ведьмой в «Зачарованных». В картине Богарта старый трехсотлетний призрак старательно исполняет порученную ему работу – пугать новоявленных жителей родового замка. Однако, как это часто бывает и в жизни, планы древнего привидения разрушает молодое поколение с пытливым умом. Зачем греметь цепями, если это всего-то мешает спать? Зачем портить полы краской, если это не очень страшно? Мораль фильма довольно проста и очень быстро читается по ходу фильма: мы не прикованы к нелюбимым занятиям никакими оковами, ими даже не позвенишь; все, как в популярной в соцсетях «мотивашке» (когда еще процитируешь это в приличном издании?), — «Делай, что любишь, и люби, что делаешь».

Наталия Бисерова

11.01.2016