Не то, чем кажутся

Наша серия статей о домах, которые выделяются из привычной серой массы типичной застройки, сегодня продолжается петербургским обзором. На повестке дня: утюги, колбаса, чемодан и ещё несколько странных домов, которые, разумеется, только притворяются домами.

Дом-утюг (наб. Макарова, 10 — Биржевая линия ВО, 18 — Биржевой пер., 2 — Волховский пер., 2.)

Доходный дом купцов Елисеевых — самый известный, но не единственный «утюг» на улицах Северной столицы. Всего таких строений треугольной формы, сверху подозрительно напоминающих гигантские утюги, три.

1

Архитектор упомянутого дома — Александр Христофорович Пель — возвёл его для купца Меняева в середине XIX века, а купец Елисеев чуть позже приобрел дом для собственных нужд. В наши дни он удивительным образом располагается сразу по четырём адресам (по одному адресу на каждый из фасадов, выходящих на 4 разные улицы), что, в общем, не самое странное — в разных местах дом меняет этажность с четырёхэтажного то на двух-, то на пятиэтажный.

Помимо огромного елисеевского утюга, Петербург «населён» утюжками поменьше: доходные дома Кудрявцевой (набережная Фонтанки, 199/Садовая, 128), Греховой (наб. канала Грибоедова,178/Садовая ул., 129) и Иоффа (Загородный пр., 11; ул. Рубинштейна, 40) тоже оставляют абсолютно «неизгладимое» впечатление.

 

Дом-стена (ул. Боровая, 21) 

Удивительное зрелище: с одной стороны — дом как дом, а обойдёшь его сбоку – стена, словно это и не дом вовсе, а декорация какая. Здание построили в 1909 году по проекту архитектора Кварта. Не беспокойтесь, на деле выходит, что у дома есть все четыре стены, и он вполне пригоден для жизни. Секрет тонкой архитектуры в иллюзии, которую создаёт удачное расположение на уличном пространстве.

2

Ещё один дом-стена расположен по адресу Набережная реки Мойки, 39 и входит в число владений Эрмитажа. Надо сказать, что и сейчас архитекторы фантазируют на тему узких домов-стен, один из современных примеров – многоэтажка по адресу Коломяжский проспект, 33.

 

Дом-чемодан (ул. Маршала Тухачевского, 27/2)

Между типичной советской многоэтажкой и экспонатом уличного искусства – 10 тысяч литров краски и слаженная работа отважных художников. Один из корпусов гостиницы «Карелия» представляет из себя два огромных чемодана с ручками и защёлками. Это тот случай, когда современные граффити-мастера превращают типичное повседневное в уникальное современное.

3

Дом-чемодан удивляет не только прохожих, но и экспертов. Граффити работа получила место в книге рекордов Гиннеса как «Самая большая трёхмерная картина в мире»: размер полотна 15 тысяч 682 квадратных метра. Без сомнения, дом-чемодан — самый впечатляющий настенный рисунок последних лет.

 

Дом-кольцо (Набережная Фонтанки, 92)   

Благодаря домам-колодцам, Санкт-Петербург известен своей круговой архитектурой.  Однако в городе можно найти окружности и поменьше, к примеру, дом-кольцо, построенный в начала XIX века по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя.

4

В отличие от своих «круглых» родственников-колодцев, это трёхэтажное колечко скромного размера: тут всего 2 подъезда и 8 квартир. А ещё, говорят, что если встать в центр кольца и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

 

Дом-колбаса (ул. Бабушкина, 61) 

Несмотря на свое гастрономическое название, это дом конца 1920-х — начала 1930-х годов ни с чем аппетитным не имеет общего, а для многих эстетов вообще кажется чем-то неудобоваримым. Своё название строение получило за длину и форму: растянувшийся на 300 метров изогнутый узкий корпус здания действительно чем-то напоминает колбасу. Это здание — одна из первых фантазий на тему массовой городской застройки: длина дома позволяла сохранять теплопроводность и решать жилищный вопрос массовым заселением в коммунальные квартиры.

5

Дом относится к наследию конструктивистов, которые стремились освободить человека от домашнего рабства, поэтому в проект не были включены ни кухни, ни ванные: мыться нужно было в общественных банях, стирать — в прачечных, есть – в столовых.

Мария Соловьёва

Иллюстрации: Анастасия Тимофеева

11.07.2016