Новая Зеландия: от георгианского стиля до натурализма

В 1872 году конфликты между англичанами и маори — коренным народом Новой Зеландии — закончились, после чего в ставшую безопасной колонию из Великобритании переселенцы потянулись целыми семьями. Колоссальный спрос на жильё вызвал строительный бум, целые кварталы застраивались одновременно: сначала по возможности недалеко от центра города, но постепенно, с развитием общественного транспорта, особенно с изобретением электричества и введением трамваев, города стали сильно «расползаться», обрастая «спальными» одноэтажными пригородами. Массовая застройка позволила выделить архитектурные стили, сменяющие друг друга. Наш человек в Новой Зеландии — Екатерина Логутева — рассказывает о главных из них.

Коттеджи

Первые семейные жилые дома (с середины XIX века) повторяли теряющие на тот момент популярность коттеджи британской глубинки в георгианском стиле (короли с именем Георг правили в Великобритании подряд с 1714 по 1830 годы), реже — в стиле готического возрождения с остроконечной крышей. Правда было большое отличие — новозеландские дома были полностью деревянными, от несущих балок до внешней обшивки.

Коттедж в стиле «плотницкая готика», построен в 1874 году

Во всём мире от деревянных домов отказались ещё в XVIII веке в пользу каменных и кирпичных, но в новой колонии было много нетронутых человеком лесов, что делало древесину самым легкодоступным строительным материалом.

Коттедж с передней верандой и пристройкой сзади, построен в 1910 году. Фото: Nick Borrell

Коттедж — простое прямоугольное, часто симметричное, в плане здание с двускатной или вальцовой (шатровой) крышей. Обычно в нём было две или три комнаты, что очень скоро становилось недостаточно для растущей семьи, так что коттедж быстро обрастал пристройками.

Общая черта почти всех колоний Великобритании — мягкий климат, так что изобретённая в XVIII веке в Вест-Индии веранда, открытая пристройка с крышей, быстро распространяется по всем колониям и тёплым странам, в том числе становится популярной в Новой Зеландии, хотя далеко не во всех регионах страны ею комфортно пользоваться в зимнее время. Новозеландцы веранду почему-то называют просто крыльцом (porch).


Викторианская вилла

Начиная с 1880-х гг в Новую Зеландию проникает вариант викторианской виллы. Вилла настолько подходит для климата страны, что становится самым популярным стилем на несколько десятилетий. Она отражает представления колонистов о том, каким должен быть идеальный дом для семьи: отдельно стоящий, по возможности красивый, чтобы подчёркивать достаток семьи, и с участком земли под небольшой сад. В густо населённой Великобритании далеко не каждый мог себе позволить жить в доме, тем более своём, а не арендованном. Дешёвая жизнь в отдалённой колонии позволяла воплотить самые дерзкие мечты относительно домашнего очага, а механизированное местное производство, в том числе декоративных деталей — резных деревянных и металлических украшений, цветных стёкол, гипсовых потолочных карнизов, — позволяло придать дому индивидуальность: двух одинаковых вилл не найти.

Вилла, год постройки 1910

У виллы, опять же, чаще всего деревянной, одноэтажной, реже двухэтажной, вальмовая крыша (хотя был вариант и «италианизированной» виллы с плоской крышей), чаще всего металлическая, реже — черепичная, шиферная или гонтовая. Отличительные черты виллы — большое окно в выступающей части фасада (эркер) и веранда, на которой расположена входная дверь. Комнаты располагались по обе стороны от центрального коридора. Внутреннюю планировку можно было собрать из готовых частей. Чаще всего в передней части дома была гостиная с тем самым эркером и главная спальня с окнами, выходящими на веранду. Дальше по коридору вглубь дома были ещё спальни или другие комнаты — в зависимости от размера дома, а в конце — кухня, посудомоечная и заднее крыльцо-веранда.

Изначально участок земли под дом был стандартного размера 1/4 акра, или 1000 квадратных метров, но с ростом населения размер новых выделяемых участков уменьшался. Кроме того в особо востребованных районах участок делили пополам и строили второй дом на продажу, так что дома на таких улицах стояли впритык.

Городские виллы: из-за экономии места двухэтажные, построены вплотную друг к другу в 1905-10-х гг

Виллу строили как можно ближе к улице, чтобы вся свободная земля приходилась на задний двор — там находились «дачный» туалет и прачечная. Водопровод и канализация были проведены повсеместно только в 1920-х, как раз на закате популярности стиля. Отапливался дом каминами, установленными вдоль внутренних стен — так, чтобы тепло попадало сразу в две комнаты. На кухне стояла чугунная угольная печь.

Виллы богато декорировали снаружи и изнутри. Столбы веранды дополнялись резными деревянными, в некоторых районах металлическими кронштейнами и другими украшениями. Такие же украшения были на фронтоне над окном гостиной, а по карнизу вдоль дома делали архитрав — горизонтальное украшение над опорами. Для внутренней отделки популярны были металлические панели с выдавленным орнаментом. Они использовались для потолков гостиной и главной спальни и для отделки нижней части стены в коридоре, обычно высотой 120 см от пола. Потолки в других комнатах были деревянные, покрытые блестящим лаком.

Поначалу стёкла не умели делать кусками больше 100 на 50 см, поэтому окна были составные. Часто они дополнялись вставками из цветного стекла. Окна виллы состоят из двух рам. И для того, чтобы открыть окно, нижняя из рам сдвигается наверх.


Транзитные виллы и бунгало

Если вилла была представителем пышной викторианской эпохи, в период правления Эдуарда VII декоративность стала упрощаться, хотя до Новой Зеландии это веяние пришло на десятилетие позже — после окончания Первой Мировой войны. Поздние виллы, называемые транзитными, были ниже — чтобы было проще отапливать. Украшения на веранде следовали простым формам ар-нуво или почти пропали. И, благодаря прямому пароходному сообщению, из района Залива Сан-Франциско в страну проникли архитектурные книги и журналы с новым стилем жилого дома — калифорнийское бунгало. Архитекторов в стране было всего несколько человек, так что строили в основном по книгам. Сейчас словом «бунгало» называют домики при отелях на тропических островах, но вообще это просто жилой дом с двускатной крышей и всё той же верандой. Хотя калифорнийцы могут найти новозеландские дома слишком маленькими и низкими (хотя были и двухэтажные бунгало). Они, как и виллы, были адаптированы для семей со средним и даже низким достатком = существовала программа помощи с жильём, когда на постройку дома правительство выделяло льготный займ и предоставляло готовый архитектурный план. Таким образом застраивались целые кварталы.

Бунгало: два эркера, фронтон над верандой украшен гонтом, парапет веранды, выкрашенный синим по верхнему краю, оштукатурен, как и забор. Дом построен в 1924 году

Стиль бунгало воплощал идеи популярного направления «Искусств и ремёсел»: предпочтение отдавалось натуральным материалам и цветочным узорам. Внутри такие дома почти полностью отделывались морёным деревом, в основном это были местные породы, которые не известны больше нигде в мире: несущие элементы делали из более прочной каури (агатис), а отделку — из риму (дакридиум). Коридор отделывали панелями до 2,1 метра высотой, а над ними шла узкая полка, на которые ставили изящные безделушки: декоративные тарелки, статуэтки и вазочки.

Бунгало: входная дверь с витражом и коридорные панели из риму (стилизация под оригинальную отделку)

Эркерное окно пришлось новозеландцам по душе, так что в бунгало их могло быть несколько, причём выступ делался полукруглой формы, из пяти, семи или, в особо роскошных случаях, девяти рам, которые теперь крепились сбоку и были более тёплыми, чем в вилле. Сверху над каждой рамой делалась форточка с витражным стеклом. Это мог быть простой узор из ромбов или незамысловатый орнамент в стиле ар-нуво. Витражи также вставлялись в двери, окна у дверей и небольшие боковые окошки.

Веранд могло быть несколько, у них даже были специализации: для принятия солнечных ванн, для сна, для чаепитий. Если веранда виллы была огорожена воздушной балюстрадой, то у бунгало она огорожена сплошным парапетом. И, поскольку она часто была под основной крышей дома, веранду часто остекляли, без особых усилий превращая в лоджию.

Крыльцо, она же веранда для принятия солнечных ванн. Коттедж построен в 1915 году

В бунгало делали один или два камина и располагали вдоль внешней стены. Обрамляли камин всё тем же натуральным деревом с незамысловатыми узорами. На окна вешали жалюзи, к примеру, из некрашеного американского кедра.

В американском варианте бунгало входная дверь открывалась прямо в гостиную, но для новозеландского менталитета такое было неприемлемо, так что входная дверь (которая могла располагаться сбоку дома) открывалась в прихожую, которая визуально отделялась от основного коридора. Таким образом планировка комнат во многом повторяла виллу, но была более неформальной и допускались открытые пространства. Бунгало — это жилище, ориентированное на домашний уют, а не общественный статус, что даже отразилось в языке: в это время гостиная из parlour — места, где принимают гостей, — превратилась в living room — общей комнаты для семьи. Ванная и туалет теперь располагались в доме, а кухня была совмещена с посудомоечной и даже столовой: с появлением электрических приборов, упрощающих ведение хозяйства, больше не осталось прислуги.


Интернациональный модерн

«Век джаза», отголоски которого, как обычно на десятилетие позже, пришли в Новую Зеландию с голливудским кино, оставил свой яркий отпечаток в архитектуре 1930-х в виде стиля «интернациональный модерн» или для простоты «ар-деко». Дома этого стиля полностью оштукатурены (хотя встречается и отделка досками — дерево по-прежнему самый доступный материал), с плоской крышей, которую не видно с улицы из-за парапета, возвышающегося над ней, и самое яркая деталь — закруглённые углы. Эти дома чаще всего были двухэтажными. Перед входной дверью — крыльцо с навесом, но никаких веранд или лоджий не предполагалось.

Дом в стиле ар-деко, обшитый досками, построен в 1942 г

Ар-деко дома были белыми, с небольшими яркими деталями другого цвета: линией вдоль парапета, зигзагом или одиночным штрихом в пространстве над окнами второго этажа.

Во внутренней планировке не было ничего нового, зато для отделки использовались новые материалы, дающие ровную гладкую поверхность: плитка и стекло, сталь и хром, бакелит и тераццо. Мебель подбиралась в том же стиле.

В это время дома стали располагать на участке так, чтобы оставалось место для гаража: либо перед домом, либо, за счёт того что дом «вырос» вверх, машина беспрепятственно могла проехать на задний двор.


Депрессия и война

В середине 1930-х, во времена Великой Депрессии, правительство приняло программу доступного дома: за 5 лет было построено около 10 тысяч домов (что составляло 40% от всех строек в те годы) для сдачи внаём за очень низкую плату семьям, которые не могли себе позволить собственное жильё. Конечно, дома на аренду должны были быть крепкими и дешёвыми — от декорирования пришлось полностью отказаться, что вызывало ропот эстетов.

Государственный дом, построен в конце 1930-х гг. Фото: Nick Borrell

Почти все государственные дома были одноэтажные с шатровой крышей. Тем не менее, использовался не один, а целых 400 архитектурных планов — так что, несмотря на застройку целых улиц, все дома на них немного отличались друг от друга внешне и внутренней планировкой. Критики программы отмечали, что дешевле и практичнее было бы строить многоквартирные дома, но правительство отстаивало свою точку зрения: квартиры — совершенно неподходящее для семьи место, в них невозможно обеспечить достаточно света и свежего воздуха, и детям негде играть.

В 1940-50-ее страна приютила много беженцев и мигрантов из охваченной войной Европы, в том числе профессиональных архитекторов. Они привнесли в строительство принципы популярного тогда модернизма, а также богатый багаж знаний и опыта из разных уголков Старого света. В период с 1940-х по 1970-е специалисты выделяют несколько архитектурных стилей жилых домов:

  • неоколониализм — с возвратом к эркерам и декоративным деталям;
  • испанский — полностью оштукатуренные с арками;
  • дома смешанной этажности — особенно подходящие для холмистой местности, когда части дома различались по высоте на полэтажа;
  • дома с мансардным этажом, когда почти полноценный второй этаж был обшит материалом крыши (чаще всего это листовое железо) и слегка сужался кверху.
Дом с мансардным этажом, построен в 1975 году

Натурализм

С 1980-х в стиле домов жилых прослеживаются тенденции к «натурализму» — с прямыми линиями и минималистичным дизайном. Раздвижные окна во всю стену, открывающиеся на деревянный помост, скрадывают границу между домом и улицей и впускают внутрь больше света. Используются экологические стройматериалы — возвращается древесина (на этот раз быстрорастущая сосна, эндемичные леса сошли на нет), переиспользуются кирпичи с разобранных домов.

Возвращение

В послевоенные годы в обществе сформировалось негативное отношение к виллам: холодные и без удобств, при этом излишне вычурные снаружи, эти дома были общим прошлым, о которое неудобно вспоминать. Старые дома ветшали, в них проводили капитальный ремонт по современным тогда понятиям: истрепавшиеся декоративные излишества убирали совсем, деревянные панели оклеивали модными обоями, деревянные полы покрывали практичным линолеумом, интерьер осовременивали.

Популярный тип современного дома: первый этаж с гаражом из бетонных блоков или кирпича, второй этаж обшит морёным деревом. Год постройки 2000

В 80-х произошло переосмысление ценностей, общество приняло своё прошлое как есть, и даже появился оттенок ностальгии. С тех пор некоторые владельцы старых домов по возможности восстанавливают интерьер и экстерьер в старом стиле.

Фото и текст: Екатерина Логутева