Какие вопросы задать подрядчику?

Выбор подрядчика по ремонту сродни игре в русскую рулетку: можно сколько угодно просчитывать вероятность благоприятного исхода, но ручаться, что все закончится хорошо, не сможет никто. Проверка лицензии и прочих документов, тщательная вычитка отзывов на строительных форумах, жесткий отборочный кастинг среди ремонтных контор — все это потеряет всякое значение, если электрик уйдет в тяжелый запой, а прораб смоется с авансом. Мы составили список неудобных вопросов, которые стоит задать потенциальным подрядчикам. Гарантий, как и прежде, нет никаких, но кое-какие выводы из беседы сделать возможно.

PrintРисунок: Екатерина Васина

«Могли бы вы дать контакты своих заказчиков?»

Все врут. Положительные отзывы на форумах могут строчить заинтересованные люди, портфолио ремонтников может быть скаченным с сайта «Квартирного вопроса», а специалисты по укладке паркета, которых так нахваливает подрядчик, еще вчера могли дружно укладывать асфальт. Так что задайте вопрос в лоб. Если подрядчик мнется и бубнит что-то про «неудобно как-то», значит, дело пахнет криво приклеенным кафелем и свистнутым ведром шпаклевки. Ремонтники относятся к той же категории «несчастных», что и гибэдэдэшники с работниками «Почты России» — за плохую репутацию даже мелочи им с трудом прощают, что уж говорить о крупных «провинностях» вроде криво приклеенной мозаики. И если ремонтных дел мастер действительно хороший специалист, чьей работой клиенты довольны, он непременно даст вам возможность в этом убедиться.

«Заключаете ли вы с заказчиками договор?»

Правильный ответ может быть только один — «да, заключаем». О том, почему ни при каких условиях нельзя договариваться с подрядчиком на словах, мы уже писали раннее. Причина, по которой разговорчивый ремонтник отказывается письменно пообещать все то, что красноречиво обещает в устной форме, проста: держать свое слово он не собирается, а уж нести за это ответственность тем более.

«Существуют ли у вас штрафы за невыполнение условий договора?»

В случае чего конечно, можно обратиться к главному защитнику угнетенных в эпоху потребления — в Роспотребнадзор, где в обязательном порядке рассмотрят дело о том, как безобидная попытка просверлить дырки для шкафа привела к порче электропроводки, и, если звезды сойдутся правильно, даже накажут виновных. Но восстановление справедливости таким путем занимает немало времени и усилий, без проволочек тут не обходится. Куда проще еще на берегу выяснить у подрядчика, разработана и включена ли ими в договор система штрафов за главные ремонтные грехи: некачественное выполнение работ, нарушение оговоренных сроков, порча материала и т.д. Заранее заготавливать себе же кнут — довольно странное, нетипичное для наших широт явление. Но, к счастью, такие ответственные организации все-таки имеются.

 «Можно ли, не выравнивая пол, уложить ламинат?»

Или застелить линолеум. Или прибить плинтус к кривой стене. Главное найти самое «слабое» место в квартире и задать по поводу него «экономный» вопрос. Хороший специалист объяснит, что подобного рода экономия всегда заканчивается одинаково плачевно — скупой платит дважды. Что «капризный» ламинат на кривые полы укладывать категорически запрещеноЧто линолеум, застеленный на неровную поверхность, быстро износится. Что плинтус, конечно, при желании прибить можно, но будет он под стать стене — кривым и некрасивым. Плохой же подрядчик скажет именно то, что хочет услышать любой здравомыслящий, желающий сэкономить на ремонте человек: уложим, застелим, прибьем. А дальше есть два варианта развития событий. Первый — ремонтники, как настоящие мужчины, держат слово и действительно делают все, как и обещали, а по окончанию работ вы остаетесь с щелями в полах между скрипящей ламинатной доской. Второй — в самый разгар ремонтных событий прораб расскажет страшную историю в лучших традициях хорора о том, что бывает, если все-таки наплевать на ровные полы. И добавит: «А так решать вам, конечно». Как правило, впечатленные заказчики без особого принуждения выкладывают ту сумму, которую рассчитывали сэкономить.

 «Реально ли сделать ремонт под ключ за две недели?»

Как бы не были быстры, ловки и профессиональны работники данной организации, завершить ремонт за такие короткие сроки попросту невозможно (если это не специализированные организации, появившиеся в нашей стране недавно, в чью задачу входит за конкретное точное время и сумму сделать типовой ремонт). Положительный ответ подрядчика на этот вопрос говорит только об одном — ему очень хочется взять деньги за работу и не очень хочется быть с вами честным. Конечно, каждый отдельный случай требует отдельного рассмотрения и будет иметь свои сроки выполнения, но будьте реалистами: если псевдоспециалист обещает за два месяца превратить пустую типовую квартиру в готическую красавицу с витражами и майоликой, значит, его опыт в ремонтно-отделочной сфере сильно преувеличен.

 «Со сколько и до скольки вы будете проводить ремонтные работы?»

Вопрос, что называется, на засыпку. Если вы живете не в лесу, то серьезный подрядчик, нарабатывающий репутацию, сходу назовет часы, указанные в специальном документе, составленном местными законотворцами (в каждом регионе «Закон о тишине» свой). И только в организациях, мало беспокоящихся о своем реноме, назовут цифры с потолка.

Юлия Исаева

10.08.15