Общественный транспорт в Дублине

Наш человек в Ирландии Алина Жильцова — об уважении к водителям автобусов, бесплатных велосипедах и трамваях для честных пассажиров.

Несколько месяцев назад я переехала из России в Дублин, столицу Ирландии. Повседневная жизнь здесь сильно отличается от привычных российских будней даже в самых элементарных вещах, например, в организации работы общественного транспорта и в том, как к нему относятся сами дублинцы. Главная особенность — транспорт для местных жителей не является неотъемлемой частью городской жизни. Дублин — очень компактный город, и если жильё находится недалеко от работы, во все остальные нужные места — от парков до многочисленных кофеен — можно с лёгкостью дойти пешком. Если куда-то всё же нужно добраться на общественном транспорте, выбор будет ограничен автобусами, Луасом (дублинским трамваем) и Дартом (местной электричкой).


Автобусы

Автобусы здесь двухэтажные, чаще — жёлто-голубого цвета. У каждого — своё расписание, которое жители заранее просматривают в специальном приложении Dublin Bus или в Google Maps. Если этого не сделать, есть риск прийти на остановку через минуту после того, как уехал нужный автобус, а следующий может появиться только через 7-15 минут, а в выходные — через 30.

Водители пользуются огромным уважением, и считается просто неприличным сойти с автобуса, не поблагодарив шофёра или не пожелав ему приятного дня. Кстати, прежде чем получить права на вождение автобуса, человек сдаёт не только экзамен по вождению, но и доказывает, что хорошо ориентируется по городу и может ответить на любой вопрос пассажира или туриста.

Поездка на автобусе оплачивается либо мелочью, либо специальной проездной картой, счёт на которой пополняется заранее. Сама карта стоит €5, а если нужна именная, как, например, для пенсионеров или студентов, то €10. Пополняется счёт в специальных автоматах на остановках или в кассах супермаркетах.

Если оплачивать проезд этой картой, а не «наличкой», получится дешевле, особенно если у вас есть пенсионная или студенческая скидка. По «официальной версии» она составляет до 20%, но как именно она рассчитывается — загадка, кажется, для всех. На каждый вид транспорта скидка своя и зависит от того, с какой остановки и на какую едет пассажир. Любой маршрут разделён на несколько зон, и чем больше вы их проезжаете, тем выше цена проезда и меньше скидка. Я живу в четырёх километрах от центра города, и поездка на автобусе обходится мне в €2,70 при оплате наличными и €2,60 — при оплате картой (получается, скидка составляет 10%, а вот на Дарт — уже 40%).  Кстати, когда вы платите «наличкой», сдачу не получаете. Скажем, если у вас €3, а тариф составляет €2,30, чтобы вернуть своё, придётся сходить в главный офис Dublin Bus с чеком. Но обращаются туда обычно или туристы, или только что переехавшие, поскольку местные жители пользуются проездными.

Чаще всего доехать до нужного места, если оно не в центре, на одном автобусе нельзя, — сначала нужно добраться до центра, а уже там пересесть на другой. В таком случае поездка обойдётся в два раза дороже. Для тех, кто много ездит, есть специальные тарифы. Например, как только вы потратите 20 евро на автобус, деньги перестанут списываться до начала следующей недели.


Городской трамвай

У Луаса, городского трамвая — 2 действующие ветки, ещё одна готовится к запуску в конце этого года. Две «рабочие» ветки никак между собой не соединены и находятся на разных берегах реки Лиффи, разделяющей Дублин на северную и южную части, поэтому если пассажиру нужно добраться из одной в другую, обойтись одной поездкой не получится.

Луас, дублинский трамвай

Проездная карта на Луас работает так: перед посадкой она прикладывается к специальному счётчику, который списывает максимальный тариф. После прибытия на нужную остановку карту нужно приложить снова — так система вернёт разницу между максимальным тарифом и стоимостью вашей поездки. Если, перед тем, как сесть в трамвай, вы не воспользуетесь картой, зайти в него вы всё равно сможете, так как ни дверей ни ограждений там нет, но если уже «заяц» попадётся контроллеру, выпишут штраф, который начинается от €45. Если его не заплатить — придёт повестка в суд и штраф уже в €1000. В трамвае контролёра я не видела ещё ни разу, но это не мешает большинству пассажиров честно оплачивать тарифы.


Городская электричка

Дарт, она же городская электричка, позволяет добраться не только в разные части Дублина, но и в небольшие прибрежные городки, например Дан-Лири в восьми километрах от города. В вагонах есть розетки и wi-fi, а поездки обходятся дешевле, чем на автобусе. Например, чтобы доехать до центра, мне нужно заплатить €1,70. Контролёры здесь встречаются ещё реже, чем в трамваях, но и попасть в вагон немного сложнее — система очень похожа на ту, по которой работает московское метро.

Автомат для пополнения проездной карты или покупки одноразовых билетов на Дарт


Велосипеды и такси

Многие дублинцы предпочитают пользоваться велосипедом — либо своим, либо из городского проката Dublin Bike, работающего по абонементу. Первые тридцать минут поездки на таком велосипеде бесплатны, деньги начинают списываться только по истечении этого времени. Но многим хватает и получаса, чтобы добраться до места назначения, поэтому прокатная цена (до одного часа — €0,50, до двух часов — €1,50, до трёх часов — €3,50, до четырёх — €6,50) здесь считается чисто символической.

Есть, конечно, и такси. За поездку вы отдадите примерно €8-15 евро в пределах города и около €25 — до аэропорта.


Дороже или дешевле?

В месяц на общественный транспорт у меня уходит порядка €70 (около 4 900 рублей. — Прим. ред.), несмотря на то, что пользуюсь я им редко — либо в очень плохую погоду, либо когда опаздываю. В остальных случаях намного приятнее и удобнее дойти пешком. В родном же поволжском городе эта статья расходов составляла у меня около 1 500 рублей, правда  в маршрутках или автобусах доводилось проводить до трёх часов в день.

Фото и текст: Алина Жильцова

Know­r­e­a­l­t­y.ru