Осень дома: 10 отличных фильмов для домашнего просмотра


Осенняя хандра — как экзистенциальный ужас, подкрадывается незаметно. Глазом не успел моргнуть, а меланхолия уже здесь — и всё это твоё, и всё это в тебе, и всё это ты. А ведь это только начало, и объективно — сентябрь и октябрь не так страшны, как абсолютно серый городской ноябрь, когда всё вокруг — тщета и тлен. Мы не обещаем таблетку от хандры, но где искать поддержку — знаем: на удобном диване, в тёплой пижаме, под фильм, где осень не просто сносна, а завораживающе прекрасна. Ниже — подборка лент, красиво примиряющих всех нас с этой действительностью.

«Когда Гарри встретил Салли» (режиссер Роб Райнер, США, 1989)

Отношения между Гарри и Салли – череда случайных встреч и долгих бесед о дружбе между мужчиной и женщиной. Несмотря на горячую тему (героев очень интересует интимная сторона вопроса), фильм с Билли Кристалом и Мег Райан в главных ролях — один из самых трогательных и нежных в истории американского кино. Вместо откровенных эротических сцен здесь романтика, влечение, любовь — всё то, чего так не хватает в раскрепощённом современном кино и, что уж там, жизни. И хотя с осенью сюжет фильма напрямую никак не связан, великолепный осенний Нью-Йорк в нескольких сценах полыхает золотыми и багряными пейзажами так, что нет-нет да и дрогнет где-то в далёкой сырой России холодное сердце.


«Вам письмо» (режиссёр Нора Эфрон, США, 1998)

Голливудские кинематографисты любят нью-йоркскую осень (и Мег Райан!), так что не будем останавливаться. Следующая в нашем списке картина – о любви, как это часто бывает, двух противоположностей. Герой Тома Хэнкса – богач и успешный бизнесмен, владелец сети книжных магазинов. Героиня Мег Райан – скромная владелица лавки с детскими книжками. В киношной реальности они почти враги, а в анонимной интернет-переписке – влюблённые романтики. Их отношения завязываются в самый разгар осени, и, кажется, даже украшают её своей сентиментальностью. «А вы любите осенний Нью-Йорк, когда дети идут в школу?», — спрашивает герой Хэнкса. «Осенью я всегда завидую школьникам», — отвечает его возлюбленная. «Я бы прислал вам букет отточенных карандашей, если бы знал ваш адрес», — продолжает богач, и лица зрителей немедленно расплываются в улыбке умиления, хоть они трижды ненавидели школу, осень и карандаши.


«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (режиссёр Нора Эфрон, США, 2009)

Мы знаем, что вы делали прошлой осенью и будете делать этой, потому что хандра и унылая погода буквально вынуждают накупить свежей выпечки и поддаться гастрономическому разврату. Удержаться нет сил, мы знаем, но давайте расширим гедонистические горизонты и не будем останавливаться на одних лишь профитролях и эклерах. Кино о главном американском поваре-любителе Джулии Чайлд с Мерил Стрип в главной роли точно подскажет направление: говядина «бёф бургиньон», телячья котлета с грибами в бумажном пакете, курица, фаршированная печёнкой и сыром — нам есть куда расти!

Фильм, в котором великолепные ароматы французской кухни играют, кажется, одну из главных ролей (и мы их чувствуем!), на самом деле, о сложных вопросах поиска своего места в жизни. Героиня Джули (Эми Адамс) – неудачная писательница, вынужденная работать оператором в службе поддержки. Её главная радость – готовка, лучше которой ничего и быть не может: «после дня, полного неопределенности, можно вернуться домой и точно знать, что, если добавить яичные желтки в молоко с шоколадом, смесь загустеет». Обычно рутинное, ежедневное стояние у плиты — верный предвестник заката любой карьеры женщины, но в этой истории всё только начинается.


«Внимание, черепаха!» (режиссёр Ролан Быков, СССР, 1969)

Вспомните свои детские ощущения от сентября: начало учебного года, ещё теплые дни, и в школу можно ходить без колючих колготок, а на улице — и вовсе с коротким рукавом до самого вечера. И на выходных всегда найдётся компания для игр: время отпусков закончилось, и все друзья в городе. Мелодрама Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» — как раз о приключениях учеников начальной школы, которые ненадолго вернут всех нас в детство – то время, когда деревья казались выше, а ссоры с одноклассниками – важными и значительными. Самое время вспомнить, если переживания ребёнка по поводу конфликта с соседом по парте кажутся вам сущим пустяком.


«Осень в Нью-Йорке» (режиссёр Джоан Чэнь, США, 2000)

Да-да, снова Нью-Йорк. Впрочем, совершенно другой, потому что осень — это не только весело разбрасывать листья в парке. Осень — это трагическое, красивое, неизбежное умирание. Вот почему режиссёр Джоан Чэнь разворачивает события своей драмы именно в это время, и понятно, что хеппи-энда не будет. Седовласый ловелас (Ричард Гир) влюбляется в 22-летнюю жизнелюбивую девушку (Вайнона Райдер), и трагедия приходит, откуда герой совсем не ждал: его юная возлюбленная смертельно больна. Столкновение пресыщенного жизненными удовольствиями мужчины и девушки, которая живёт одним днём и жаждет получить их напоследок как можно больше, разворачивается на фоне осеннего города – полупустых парков и ветреных набережных. Печальная пора в этой картине ещё не смерть, но её четкое и неизбежное предчувствие.


«Сладкий ноябрь» (режиссёр Пэт О’Коннор, США, 2001)

О, все мы знаем, что ноябрь в России совсем не сладкий. Здесь он напоминает, скорее, кадры из «Трудно быть богом». Поэтому мы снова в Нью-Йорке – там, где, как показывает наш осенний кинорейтинг, он вполне может быть сладким.

Сара (Шарлиз Терон) живёт и наслаждается каждым моментом, а вот Нельсон (Киану Ривз) – убеждённый трудоголик. Встречаясь, они, конечно, влюбляются друг в друга, и Сара своей жаждой жизни меняет привычную рутину Нельсона. Надолго ли? Не будем спойлерить, но намекнём, что неплохо перед просмотром и этого фильма запастись носовыми платками.


«Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, СССР, 1979)

Смотреть осенью советские мелодрамы, полные светлой грусти – вот то, что доктор прописал. Одна из самых «осенних» — трогательная, щемящая история любви, семьи и одиночества переводчика Бузыкина. Его герой постоянно врёт, убегает от проблем, старается успеть и тут и там, но в итоге оторван и от семьи, и от друзей, и от коллег. Совсем как осенний лист, опавший с дерева.

Фильм о печальной жизни запутавшегося человека – это не трагедия, а тёплая мелодрама, в которой есть место и слезам, конечно, и забавным шуткам. Кстати, одну из трагикомических ролей в фильме исполнил Евгений Леонов, сыгравший оптимистичного соседа Бузыкина и получивший специальный приз Венецианского фестиваля за лучшую мужскую роль.


«Общество мёртвых поэтов» (режиссёр Питер Уир, США, 1989)

Каждый сентябрь мы нет-нет да и вспоминаем о годах, проведённых в вузовских аудиториях — в это время толпы новоиспечённых студентов, ещё не оборзевших от внезапно свалившейся на них свободы, бодро и ответственно шагают в свои институты. Тем приятнее будет посмотреть кино про старинный и очень уважаемый западный университет с его необыкновенной атмосферой — студенческими галстуками, огромными обеденными залами, строгими профессорами и, конечно, традициями. Но будьте начеку, кадры весело шагающих в осенних пейзажах героев вызывают острые приступы ностальгии по безвременно ушедшей юности и отвязному университетскому прошлому.

Герои ленты – студенты престижного колледжа, в котором нужно учиться и учиться, а они, вопреки пожеланиям отцов, и жить торопятся, и чувствовать спешат. Фильм «Общество мёртвых поэтов» с Робином Уильямсом в одной из главных ролей диктует ясную формулу жизни — Carpe Diem, «Лови день» — и крайне рекомендует её реализовывать, получая наслаждения от каждого момента. Вероятно, именно эта установка и призвана спасти всех нас в минуты осеннего сплина.


«Другие» (режиссёр Алехандро Аменабар, Испания, США, 2001)

Таинственные и мистические истории о заброшенных особняках манят своей декадентской красотой — тут и осенний полумрак, и зловеще шуршащие под ногами листья. Но для борьбы с осенней апатией этого, пожалуй, мало. Знаете как поступают практики медитаций, чтобы возбудить эмоции и раззадорить сознание? Используют образы-раздражители. Неприятные ассоциации действуют на мозг как будильник, вследствие чего мысли, а за ними и мозг, пробуждают организм. Возьмём на вооружение опыт просветлённых и ударим по хандре мистическим ужасом. Да вот хотя бы фильмом Аменабара. В основе картины с Николь Кидман в главной роли — таинственная история матери и двух её детей, страдающих загадочным недугом — они боятся дневного света. Странная история нагнетается жуткой атмосферой старинного и, конечно, проклятого дома. В общем, вам будет не до собственного сплина.


«Большая маленькая ложь» (режиссёр Жан-Марк Валле, США, 2017)

Что может быть лучше хорошего фильма осенним вечером? Да только хороший сериал осенним вечером. Эта мини-история в шесть серий тоже начинается в начале учебного года. Дети отправляются в школу, а их родители (и особенно мамы) волей-неволей становятся участниками общей жизни, где без конфликтов, конечно, не обходится. Очень похоже на районную МОУ «СОШ», правда?

В «Большой маленькой лжи» есть всё, чтобы заинтересовать зрителя (и особенно зрительниц): криминальный сюжет, любовные страсти, драматический накал, шутки, слёзы — полный набор для нескольких неспешных сентябрьских вечеров. О, это отличный, даже идеальный план на выходные, когда совершенно не хочется выходить из дома, а в общем родительском чате кто-то сильно раздражает.

Мария Соловьёва

Know­r­e­a­l­t­y.ru