От балясины до яйца

Почти год назад советник руководителя департамента культурного наследия Москвы Николай Переслегин заявил, что 90% архитектурных сооружений, появившихся при бывшем мэре, скоро снесут. И пока Москва Юрия Михайловича стоит, Knowrealty.ru составил краткий словарь лужковской архитектуры. На память.

78 Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

БАЛЯСИНА, -ы, ж. Декоративный элемент, представляющий собой фигурный столбик для перил, разросшийся до размеров колонны, столь же нарядной, сколь и колющей глаз. Многочисленные Б. как правило поддерживают балконы и лестницы и украшают фасады огромного количества архитектурных объектов исследуемой эпохи. Так как в большинстве этих случаев использование балясин неуместно и стилистически неоправданно, мотивация лужковских архитекторов для современных исследователей остается смутной и мало понятной. Одним из объяснений дикой необузданности в фасадном оформлении может быть страстное желание творцов постсоветского времени свободно сказать свое громкое архитектурное слово после эпохи архитектурной же цензуры. В целом вся ситуация напоминает старый еврейский анекдот про обрезание, где главный довод раввина – «во-первых, это красиво». И если кому-то кажется, что скабрезный анекдот в словаре неуместен, рекомендуем посмотреть на балясины ресторана «Белый лебедь» на Чистопрудном. О неуместности многое станет понятно.

ВОЕНТОРГ, -а, м. Здание начала XX века на Воздвиженке авторства архитектора Залесского, которое в 2003 году по решению мэра было снесено, а на его месте построено «такое же, абсолютно такое же, только лучше» (по легенде, именно это ответил Лужков на очередное обвинение в наплевательском отношении к истории и непонимании термина «реконструкция»). Под руководством едва ли не главного «придворного» архитектора (см. КОЛОСНИЦЫН) универсам в стиле модерн с элементами ар-деко подменили торгово-офисным центром, безвозвратно изменив пропорции здания, размеры, внешний облик, цвет, материал и отношение москвичей к Лужкову-градостроителю. Пример использования: «Несмотря на критику ряда СМИ по поводу внешнего вида и общих параметров нового здания Военторга, я считаю, что это вполне нормальное здание, в целом получилось очень симпатично» (руководитель Стройкомплекса Москвы В.И. Ресин).

ИЗЯЩЕСТВО, -а, ср. А, нет, это из другого словаря.

КАРТОННОСТЬ, -и, ж. Неправдоподобность, поддельность, делающая архитектурные объекты похожими на декорации. Пример использования: Это здание на месте снесенного Тверского подворья на Кузнецком мосту, напоминающее то ли многоярусный торт, то ли декорации к спектаклю про старую Москву, выглядит несколько картонно.

КИТЧ, -а, м. Явление в лужковской архитектуре, характеризующееся торжественной демонстрацией социального статуса посредством щедрого использования в строительстве и декоре разных форм, цветов и материалов в ущерб эстетической составляющей и здравому смыслу. Приравнивает объекты архитектуры к золотым унитазам и мраморным чернильницам. Как правило, китч-архитектура обладает нулевой художественной ценностью, лишь неумело притворяясь произведением искусства. Ярким примером может служить офисно-гостинично-культурный комплекс «Красные холмы», очевидно, строившийся автором сооружения Ю. Гнедовским как в последний раз. Кол-во синонимов: 4 ・дешевка ・безвкусица・халтура・я построю все лучшее сразу.

КОЛОСНИЦЫН В.В. Один из главных архитекторов лужковской эпохи, руководитель Мастерской №7 ГУП «Моспроект-2», на чьей совести лежит восстановление Военторга и гостиницы «Москва» на месте снесенных исторических зданий, ресторан «Белый лебедь», гостиничный комплекс на месте усадьбы Алексеевых и прочие сооружения, наиболее часто встречающиеся в связке с выражением «архитектурное недоразумение» и проклятиями коренных москвичей.

Архитектор так лихо, подобно бойкой свахе, свел хай-тек с модерном, что за подобным мезальянсом даже наблюдать неловко

МОСКВА-СИТИ. Самый амбициозный и долгостроящийся проект лужковской эпохи, попытка вихрем ворваться из серого и безликого архитектурного прошлого в сияющее и манящее капиталистическое будущее. Любые цифры, касающиеся делового центра на Пресненской набережной, внушительны и солидны, как и вся стройка в целом: первые планы постройки появились 23 года назад, в строительство вложено более 12 миллиардов долларов, всего на территории возводятся 17 объектов, в недостроенных зданиях четырежды случались пожары, один из объектов – Башня федерации – является самым высоким зданием в Европе. Несмотря на глобальные планы по развитию инфраструктуры, многие из которых уже реализованы, Москва-Сити по-прежнему остается главной причиной транспортного коллапса района. Сама стройка напоминает президентский срок в нашей стране – где-то какие-то даты прописаны, но в то, что это когда-нибудь закончится, уже никто не верит.

НАТАЛИ и АЛЕКСАНДР. Фонтан-ротонда у Никитских ворот с куполом из золотой чешуи и толстоногими колоннами на многоступенчатом мраморном постаменте, за которыми затаились неприметные фигуры Пушкина с супругой. Александр Сергеевич, разводящий руками, всей своей позой выражает недоумение и, кажется, очень хочет спросить: «Что за..?». В позе Натали, в ответ тянущей руку к мужу, читается успокаивающее: «Саша, не надо, пойдем отсюда».

НАУТИЛУС, -а, м. Торговый центр на Лубянке, известный своей удивительно нарочной нелепостью (сам архитектор Воронцов называет это «теплой иронией») и каким-то издевательским соседством с главным зданием ФСБ. Название сооружения отсылает к кораблю капитана Немо или моллюску, но ни того ни другого торговый центр, положа руку на сердце, не напоминает, походя больше на смелый архитектурный коллаж, нахрапом соединяющий разные стили и формы. Воронцов, не скрывающий, что будь заказчик посговорчивей, москвичи и не такое бы в одном здании увидели, так лихо, так нагло, подобно бойкой свахе, свел хай-тек с модерном, что за подобным мезальянсом даже как-то наблюдать неловко: стеклянная «боковина» здания и щедрая мозаика, плавные линии и разномастные окна, агрессивные железные конструкции и белые шары на постаментах на фасаде. Здание справедливо причисляется к золотому фонду лужковской архитектуры.

 В официальных документах здание значится как Дом музыки, но мы-то знаем, что скороварка домом только притворяется

НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ, -ая, -ое. Низкого качества, не удовлетворяющий каким-л. требованиям. Пример использования: «Я думаю, что 90% того, что было построено в лужковской Москве, будет очень скоро снесено. За ненадобностью, некрасивостью и некачественностью строительства» (советник руководителя департамента культурного наследия Москвы Н. Переслегин).

НОВОДЕЛ, -а, м. Сооружение, построенное на месте разрушенного и повторяющее (в некоторых случаях очень плохо) его внешний вид (см. ВОЕНТОРГ). Пример использования: Большой дворец в Царицынском музее-заповеднике, якобы повторяющий объект архитектуры XVIII века, с этими пластмассовыми плинтусами претендует на звание одного из главных архитектурных новоделов Москвы.

СКОРОВАРКА, -и, ж. 1. Кухонный прибор особой конструкции для приготовления пищи при более высокой температуре и за более короткое время, чем в обычной кастрюле. 2. Внушительных размеров архитектурное сооружение на берегу Москвы-реки, построенное по инициативе правительства и В. Спивакова. В официальных документах значится как Дом музыки, но мы-то знаем, что скороварка домом только притворяется.

Дом «Патриарх» хотели построить в виде яйца, что наводит на размышления о болезненной тяге  архитекторов к округлым формам

СНЕСТИ. 1) что. Разрушить, разобрать или демонтировать здание, в т.ч. историческое, в связи с невозможностью получения капитала в особо крупных размерах от его использования или необходимостью перевода личных денежных средств из неформальной экономики в официальную. Пример использования: Снести «Соловьиный дом» XVIII века, где бывали Пушкин и Грибоедов, и построить на его месте автостоянку для гостиницы; 2) повел. накл. Первое желание москвича при виде типичного представителя лужковской архитектуры. Пример использования: Снести к чертовой матери!

ПАТРИАРХ, -а, м. 1. Высшее духовное лицо, кроме религиозной сферы влияющее также и на иные сферы общества. 2. Культовый дом лужковской эпохи, украшенный 12-ю статуями в человеческий рост в античных одеяниях, в одной из которых узнается важный работник Моспроекта. Также известен двумя сооружениями на крыше, одно из которых является копией памятника Интернационалу, а второе – фигурной «шляпкой», называемой в простонародье безе. Интересно, что изначально планировалось построить дом «Патриарх» в виде яйца (см. ЯЙЦО), что является поводом к размышлению о болезненной тяге лужковских архитекторов к округлым формам.

ПЕРЕСТРОЙКА, -и, ж. 1. В СССР: глобальные перемены в политике, экономике и других сферах, с которых в т.ч. началась перестройка (см. п. 2) столицы. Олицетворяет дух перемен. 2. В московской архитектуре – добавление изменений в сооружение, постройка по-иному, по-лужковскому. Олицетворяет дух разрушений.

Здание явно отсылает наблюдателей в Древний Египет, но попадают они в современную Хургаду

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ, -и, ж. Явление, характерное для всех решений, принимавшихся в сфере градостроительства в лужковскую эпоху. Хорошо описывается словами А. Кузьмина, главного архитектора столицы с 1996 по 2012 гг.: «Пирамида – она Хеопса. А имя архитектора, который ее выстроил, никто в этом зале не вспомнит».

ПРИНЦ-ПЛАЗА. Торгово-развлекательный центр в Теплом Стане, яркий образчик лужковского стиля. Фасад здания явно отсылает наблюдателей в Древний Египет с его дворцами фараонов, но попадают они в современную Хургаду с гостиницами, бездарно, но с претензией повторяющими богатое историческое наследие.

ПСЕВДОИСТОРИЗМ, -а, м. Явление архитектуры, характеризующееся строительством под старину. Проявляется в обильном украшении фасадов башнями, колоннами, балясинами (см. БАЛЯСИНА), пилястрами и пр.

ТРИУМФ ПАЛАС. Амбициозная попытка Лужкова повторить сталинский опыт строительства небоскребов, засчитанная большинством архитектурных критиков.

Архитектурные сооружения построены с единственной целью – быть уникальными, не решая при этом никаких задач

УНИКАТ, -а. м. Термин, введенный архитектором Дарьей Парамоновой, автором книги «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова». Обозначает архитектурные сооружения, спроектированные и построенные с единственной целью – быть уникальными, не решая при этом ни градостроительных, ни социальных задач. Пример использования: «Особенность уникатов состоит в том, что они могут в любой момент – не через десятилетия, как это было в предыдущие эпохи, а сразу по завершении строительства – выйти из моды, поскольку воплощают актуальный стиль с несвойственной архитектуре скоростью» (Д. Парамонова).

ХАОТИЧНОСТЬ, -и, ж. Порядок, согласно которому в лужковскую эпоху осуществлялась застройка города.

ЭТ СЭТЭРА (ET CETERA). Театр, рядом с которым Испанское подворье, в свое время считавшееся верхом архитектурного безумия и воплощением безвкусицы, меркнет, как турецкая стекляшка на фоне «Розовой пантеры».

ЯЙЦО, -а, ср. Дом яйцевидной формы на ул. Машкова. Красочная расцветка и подробный декор фасада создают ощущение абсолютной сказочности, кукольности сооружения, хотя на самом деле в нем целых четыре этажа. Но, как это часто бывает, здесь замысловатость и оригинальность идут вразрез с практичностью. Возможно поэтому в доме, где всего пять комнат располагаются на трех этажах (первый этаж представляет собой что-то вроде подъезда), почти никогда не жили. Пример использования: «Снесу Арбат, Бульварное кольцо, / Потом, слегка присев / И сделав очень страшное лицо, / Снесу при всех огромное яйцо, / Чтоб вылупились все» (песня Лужкова из телепроекта «Мульт личности»).

Юлия Исаева