Планировка новостроек: в чём проблема?

В мегаполисах новые жилые комплексы растут как грибы после дождя: домов всё больше, этажность всё выше, цены всё круче. Но растёт ли вместе с тем уровень комфорта жилья? Что мы получаем, приобретая квартиру в новостройке — пространство для жизни или всего лишь клетку помещений, нарезку комнат, которая мало чем отличается от советского жилищного наследия? Knowrealty обратился к руководителю петербургского отделения «Мастерской архитектора Миронова» и члену Союза Архитекторов России Фёдору Миронову, чтобы выяснить, что не так с нашими новыми квартирами и возможно ли это решить.

 Иллюстрация: Евгения Ремизова

Что не так с планировками новостроек?

Будем честны: все мы устали от хрущёвок в панельных пятиэтажках, рубленных проходных комнат, микрокухонь и ужасной слышимости. Вот почему многих так привлекают квартиры именно в новых, а не повидавших чужую жизнь домах — приобретение жилья в новостройке большинство связывают не просто с улучшением жилищных условий, а с улучшением качества жизни. Никаких тебе смежных комнат и санузлов, напоминающих размерами вместительный шкаф, светло, удобно, просторно. Правда на деле планировка квартир в новостройках часто оказывается, скажем так, не сильно пригодной для суперкомфортной жизни и напоминает квартиру мечты с некоторой натяжкой. По словам Фёдора Миронова, автора проекта «Квартирный Make-Over»ресурса «Квартирный вопрос архитектору» и руководителя студии Jetflat, привычка опираться исключительно на количественные показатели (этажность, количество комнат, метраж) не всегда играет на руку. То есть выясняется, что в новых реалиях важно не просто выбирать количество квадратных метров, а выбирать их дальновидно — с расчётом дальнейшего рационального использования. Ведь при хорошем метраже двухкомнатная квартира может легко превратиться в трёхкомнатную, а при отсутствии такой необходимости та же двушка довольно просто трансформируется в единое пространство. Но и это не всё, потому что ещё есть нефункциональные проходные пространства, нарушенные внутриквартирные связи и неправильное расположение общих зон, которыми «страдают» очень многие новостройки.

 

Почему декор первичен (хотя должно бы быть наоборот)?

В Мастерской архитектора Миронова говорят, что имеющиеся проблемы планировки никакой косметический ремонт не решит, только замаскирует, а потому «больного надо лечить», а не пытаться придать ему здоровый вид с помощью «макияжа». Так, чтобы в итоге грамотное пространственное решение подчинило дом деятельности человека, а не наоборот.

«К сожалению, планировочное решение на рынке дизайн-услуг в подавляющем большинстве вторично по отношению к декорированию, — рассказывает Фёдор Миронов, — скорее всего, вам по-быстрому предложат от 3 до 5 вариантов планировки (что уже свидетельствует об отсутствии принципиального видения настоящих серьёзных путей решения, так как их не может быть много) и сразу приступят к основному и наиболее прибыльному предмету дизайна интерьера — декорированию. В этих вариантах планировки будет расставлена мебель, и все они будут так или иначе крутиться вокруг исходного плана квартиры с небольшими изменениями. Из самых ходовых, требуемых и предлагаемых решений — объединение кухни с гостиной и увеличение/объединение санузла. Вот, пожалуй, и всё. И если главной проблемой была в корне неправильная коридорная структура или вход был ориентирован на санузел, то всё это, вероятно, будет сохранено. Глубже, по моим наблюдениям, дизайнеры стараются не погружаться и не погружать своих заказчиков, если от последних не исходит запроса на глобальные изменения. Они вместе, рука об руку, идут по пути наименьшего сопротивления, и заказчик в итоге не получает качественно преобразованного и максимально используемого пространства».

 

Почему перепланировка — это не всегда хорошо для заказчика?   

Казалось бы — купи квартиру, затей перепланировку, и будет тебе счастье в доме, полностью подстроенном под тебя и конкретно под твои потребности. Но то, чем всерьёз занимаются в Мастерской, пока не имеет осознанной востребованности у собственников жилья, и дело отнюдь не в финансовых возможностях. Тот факт, что почти в каждой квартире, в любой новостройке с традиционными постсоветскими (но от этого не менее советскими) планировками присутствует большой скрытый и неиспользуемый потенциал — количественный и качественный — звучит для многих людей как сказка. Собственник и зачастую даже дизайнер воспринимают исходную планировку как данность, слабо поддающуюся серьёзным, принципиальным преобразованиям, и в этом их дополнительно сдерживают довольно строгие отечественные строительные нормативы. Но даже если профессионалу хватит собственного понимания и смелости объяснить заказчику, что вместо мучений по декорированию коридора, составляющего 25% площади его квартиры, он мог бы получить дополнительную комнату (допустим, детскую), да ещё и со своим санузлом, вряд ли заказчик приобретёт от этого откровения что-то большее, чем дополнительную головную боль. Такие глобальные преобразования могут в разы усложнить жизнь всем. Как снежный ком моментально вырастут прочие неучтённые факторы, с которыми тоже придётся бороться, и не факт, что победите вы, потому что дальнейший успех в этом деле полностью зависит от степени подготовки нанятого вами специалиста. Зачем лишний и неоправданный риск? Так что вывод напрашивается сам собой — не буди лихо, пока тихо. Получается, с одной стороны, эта инертность сохраняет всем силы, а с другой — оставляет в той странной ситуации, когда мы ходим ногами по золоту (учитывая стоимость недвижимости сравнение более чем точное) и не замечаем его, а в некоторых случаях это «богатство» ещё и доставляет нам постоянные неудобства.

 

Почему перепланировка — это не всегда хорошо для дизайнера?

В Мастерской считают, что большинство дизайнеров не берётся будить эту «спящую красавицу», потому что потом с ней нужно что-то делать, а проблем с ней больше, чем в сказке. Они осознают — переставь в пространственной системе во имя улучшения будущей жизни хозяев один принципиально важный элемент, и придётся решать задачку с огромным количеством неизвестных, с непредсказуемым финалом. Поэтому иногда лучше даже не приоткрывать ящик Пандоры.

Как ни странно, здесь нет вины профессионалов, — говорят в Мастерской. Отсутствие спроса не рождает предложения, то есть в большинстве случаев дизайнеры просто не обнаруживают в себе вышеописанное видение и проектные способности решать подобные задачи, которые без практики по определению невозможно развить. Потребитель, в свою очередь, просто выбирает и покупает квартиру, даже не подозревая хоть о каких-то перепланировочных возможностях. Ведь на планах большинства продаваемых квартир даже не предлагается примерная расстановка мебели, а если и предлагается, то не факт, что это та самая мебель и с теми размерами, которая нужна конкретному человеку. Такой вот замкнутый круг.

 

Что в итоге?

Будущий владелец покупает квартиру буквально вслепую, — считает Фёдор Миронов. У покупателя нет оснований для качественного выбора своей будущей жизни, и план жилья (зачастую всё, что есть при покупке) — это как шахматная доска для новичка. Как «ходят» фигуры он вроде знает, но как будет доиграна начатая партия, дальше чем на пару ходов представить не может. Но он и не должен разбираться в планах и чертежах, никто же не требует у обывателя при виде нотной партитуры слышать музыку. То есть по факту помощь осведомленного профессионала особенно остро оказывается нужна ещё на стадии приобретения жилья. Но это-то и составляет основную сложность.

Изучая план квартиры, непрофессионал вряд ли сможет полноценно распознать проблемы, связанные с будущим проживанием в ней. А о них нужно знать, также как и возможностях преобразования недвижимости. Однако, даже сумев поставить себе «диагноз», ни о каком «самолечении» речи быть не может. Решение этих задач всё же нужно предоставить профессионалам, но при этом, имея приобретённый багаж новых знаний, решительно требовать от них обращения внимания в самую суть проблемы — необходимости переустройства жилья с учётом максимального раскрытия его пространственного потенциала и эргономичной адаптации индивидуальных особенностей вашей жизни. «Самое время сместить акцент с повсеместно процветающего декораторского подхода к дизайну квартиры на фундаментальный — пространствообразующий», — говорят в Мастерской. Но готовы ли к этому покупатели новой недвижимости — покажет только время.

Подготовила Екатерина Аганина

27.02.2017

Know­r­e­a­l­t­y.ru