Плавучие дома: панацея для мегаполисов?

Архитекторы от Амстердама до Лагоса проектируют дома на воде, которые, оказывается, способны решить проблемы с наводнениями, перенаселением в городах и баснословными ценами на недвижимость. Когда и как строительство плавучих домов превратилось из романтической идеи в панацею для мегаполисов? И есть ли за всем этим реальное будущее?

Проблема№1: активно растущая городская популяция

Этот дом с деревянной облицовкой и свободной планировкой, светлым паркетом и большими окнами, из которых открывается прекрасный вид на Чичестерский канал, спроектирован лондонским агентством Baca Architects. И у этого объекта есть один немаловажный нюанс – он плавает. Законченный совсем недавно, проект стал пробной работой Baca в соавторстве с компанией Floating Homes, специализирующейся на производстве строительных материалов, устойчивых к наводнениям. И реализован он был с одной важной целью — найти решение жилищного кризиса в Лондоне.

 

 

Дом практичен, устойчив к наводнениям за счёт своей способности оставаться на плаву при повышении уровня воды, в сравнении со стоимостью обычной недвижимости в Лондоне доступен (£200 000, то есть около 14 миллионов рублей). В конечном итоге компания хочет застроить такими домами «избыточные» водные поверхности в Лондоне и окрестностях. «Всего на водных поверхностях Лондона можно построить 7 500 плавучих домов, не нанеся при этом ущерба районам, существующим на суше», — говорит директор Baca Architects Ричард Куттс.

По мнению Алекса Де Рийке, главы компании dRMM architects, выигравшей тендер на постройку первых в Великобритании плавучих поселений в лондонском районе Доклэндс, у «плавучей архитектуры» есть реальный потенциал. «Архитектура может решить проблему перенаселённости регулированием плотности застройки и скоростью строительства, — говорит Де Рийке. — А площадь больших рек в черте города сразу решает все эти задачи».

 

Проблема№2: наводнения

Архитекторы и городские планировщики по всему миру всё активнее обращают своё внимание на водные пространства не только из-за проблемы перенаселения, но и из-за наводнений, угроза которых во многих регионах только растет. Согласно отчёту Всемирного Банка, если в ближайшем будущем никаких решительных действий предпринято не будет, к 2050 году ущерб от наводнений в городах может составить $1 триллион.



Для лондонского архитектора Карла Тюрнера, спроектировавшего уникальные дома-амфибии, вода – это современный материал, использование которого становится всё более необходимым в свете происходящих климатических изменений. «Нужно либо использовать для строительства воду, либо укреплять сушу», — говорит он. «Создание больших защищённых от наводнений зон на суше –  дорого и может быть вредным для окружающей среды. Гораздо более простое и безопасное решение – плавучие дома, которые не утонут, а лишь поднимутся вместе с уровнем воды».

 

Проблема №3: географические особенности

Строительство плавучей архитектуры — история не новая. Традиционные деревни на воде существуют давным-давно, например, на реке Меконг в Юго-Восточной Азии. Однако правильно вписать старую новую архитектуру в современный облик городов – вот настоящий вызов, с которым столкнулись архитекторы и планировщики.

Некоторые города в решении этого вопроса продвинулись дальше других. Наглядный пример — Амстердам. IJBurg – это ряд плавучих домов, построенных на шести искусственных островах на озере IJ в столице Голландии архитектором Марлисом Ромером. Проект оказался весьма успешным и востребованным – ведь больше половины страны находится на уровне моря или ниже. Само по себе поселение представляет собой микс дорогих и дешевых домов. При этом количество социального жилья достигает 30%. После завершения проекта планируется предоставить жилье 45 000 резидентам на 10 островах.

 Плавучие дома в Амстердаме. Photo: Franklin Heijnen

 

Проблема №4: высокие цены на недвижимость

В Копенгагене архитектурное бюро Urban Rigger построило плавучее общежитие для студентов из отслуживших контейнеров для пересылки. В каждом из объектов располагается 12 квартир-студий, объединённых общим двором с причалом для лодок, зоной для барбекю и даже велосипедными дорожками. Частично эти дома обслуживаются при помощи солнечной энергии.

Первые студенты должны заселиться в новые картиры в конце года. Ежемесячная арендная плата составит, в переводе на рубли, в районе 35-42 тысяч. «В течение следующего десятилетия компания планирует построить ещё около тысячи-полутора подобных кварталов из контейнеров по всей Европе», — говорит основатель бюро Ким Лудруп.

«Мы вышли за пределы привычного понимания того, что такое дом и из чего он должен быть построен, чтобы быть надёжным и красивым», — говорит Лудруп, который не отрицает при этом, что плавучие дома лишь частично решают проблемы с перенаселением в больших городах. По словам архитектора, прелесть поселений на воде заключается ещё и в их мобильности – они могут стоять на определённом месте сколько нужно, а при необходимости их можно переместить.

 

 

Проблема №5: экология

Надо понимать, что решение посредством строительства на воде одних проблем может повлечь за собой появление новых. Яркий тому пример – недавнее обрушение плавучей школы Макоко в Лагосе, которая была разработана студией NLÉ Works, чтобы дать возможность получить образование бедному населению. Однако в июне прошлого года после сильного дождя школа обрушилась. Здание было построено только как прототип и не использовалось в качестве реальной школы, но вся эта история вызвала озабоченность по поводу жизнеспособности подобного строительства.

Обратная сторона медали – влияние, которое строительство на воде может оказать на окружающую среду. «При строительстве приходится глубоко копать речное дно, — говорит директор Policy Consulting Network и специалист по конструкциям на воде Филлип Миллс, — такое вмешательство может заставить русло реки измениться и вызвать эрозию». По его словам, это уже происходит по всему миру вокруг пирсов.

«Строительство плавучих домов может серьёзно повлиять на течение таких больших рек, как Темза, и привести к нарушению транспортного сообщения», — поддерживает точку зрения Миллса пресс-секретарь лондонского порта. — То, что идеально для частных инвесторов и застройщиков, не всегда так же хорошо подходит для города. Лондонцы хотят видеть Темзу местом отдыха и транспортным каналом. Любые постройки на реке могут этому помешать».

 Плавающая школа в Макоко до разрушения. Photo: 準建築人手札網站 Forgemind ArchiMedia

Но есть и другие мнения на этот счёт. Так, профессор истории и теории городского дизайна из Университета Саракуз Люси Булливант считает, что продолжение активного строительства на суше куда более опасно, так как ведёт к росту количества автомобилей. «Строительство на воде станет отличным якорем для увеличения биологического разнообразия и создаст новые возможности существования для рыб и птиц», — рассказывает профессор порталу The Guardian.

По мнению директора компании Floating Homes Марка Юнака, строительство на воде может быть экологичным. Он рассказал, что зоны, где расположены плавучие постройки в Нидерландах, недавно были исследованы при помощи подводных дронов, которые попытались выяснить – оказывают ли постройки негативное влияние на экосистему. Согласно результатам исследования, «в районах построек было обнаружено активное и разнообразное развитие водной жизни». А значит, влияние этих домов на экологию ну уж никак нельзя назвать отрицательным.

Юлия Любезнова

10.04.2017