Почему интерьер больше не важен?

Сегодня понятие «дом» стало менее устойчивым и уже не так внушает желание инвестировать в дорогой интерьер, как, скажем, ещё лет десять назад. Тенденция очевидна: декор стал восприниматься как нечто, чем можно заняться едва ли не в последний момент, сконцентрировавшись при этом на удобстве и практичности, а не на красоте. Почему вдруг так произошло?

 Photo: Nicolas Huk

Что изменилось?

В обозримом прошлом считалось, что интерьер – это отражение индивидуальности и статуса.  Все мы прошли через дефицитную мебель, чтобы «не хуже, чем у других», евроремонт, громко декламировавший, у кого жизнь удалась, и дорогие итальянские обои типа «шелкография». Потом средний класс открыл для себя унифицированную «Икею» и обнаружил, что простой обеденный стол, не претендующий ни на что, кроме как быть простым обеденным столом — это очень удобно и вполне себе симпатично, даже если у соседей и друзей — такой же.

Мы все время от времени меняем жильё – своё или съёмное. И всё чаще, переезжая, прежние жильцы без сожаления оставляют дешёвые тумбочки, старые стеллажи и прочее, что везти с собой на новое место нет никакого смысла. В свою очередь новые жильцы с удовольствием вступают в право пользования всеми этими вещами и радостно обнаруживают, что прежние хозяева не забрали, например, диван. Простое бытовое счастье от того, что не нужно выбирать, покупать и затаскивать в квартиру новый диван, больше, чем чувство дискомфорта от того, что на старом уже кто-то спал. И таких людей, не сильно заморачивающихся на интерьере и предпочитающих практичность внешнему лоску, становится всё больше.

 Photo: homestilo

 

Почему наш интерьер больше не характеризует нас?

Концепция декора как самовыражения появилась и начала набирать обороты в начале XX века. Западными учёными было проведено огромное количество исследований, в результате которых психологию человека прочно связали с тем, что его окружает. В частности усиленное внимание стали обращать на зависимость развития детей от оформления дома, в котором они растут. Именно тогда заговорили о необходимости выделять подросткам их собственную неприкосновенную территорию, в которой они – полные хозяева, и интересоваться у детей, что бы они, а не родители, хотели видеть в своей комнате. А в середине XX века американский журнал Seventeen назвал девичью спальню «отражением всего того, какой девочка росла, кем она стала и кем будет во взрослой жизни». А книги по дизайну призывали читателей подходить к оформлению интерьера индивидуально, повторяя, как мантру: это ваш дом, и вам решать, каким он будет.

В наши времена всё иначе: люди чаще переезжают с места на место, работают вечером с ноутбуком в кровати или делят квартиру с друзьями, декор дома отходит на второй план и перестает быть неотъемлемой частью самовыражения. Существует столько всего, на что необходимо потратить деньги, что инвестировать в дорогой ремонт кажется делом не таким уж и стоящим. Путешествия, вкусная еда, образование, впечатления — всё это оказывается важнее красочных обоев ручной работы и винтажной люстры.

 Photo: homestilo

Ikea в этом смысле — определённо маркёр всех тех перемен, которые происходят сегодня. Элисон Джей Кларк, профессор истории дизайна Венского университета прикладных искусств и социальный антрополог со специализацией по материальной культуре, говорит об успехе шведской компании как об эмблеме изменений в мире дизайна интерьеров. «Причина успеха Ikea заключается в том, что её концепция как раз является полной противоположностью концепции самовыражения», — говорит Элисон. Ikea предполагает нечто временное, а не монументальное. А это, согласно мнению профессора Кларк, «как раз и есть то, что нужно в современном мире, где никто уже не хочет привязываться к чему-либо надолго».

 

Как аренда убивает желание самовыражаться?

Слова профессора имеют под собой основание. Потребность в арендном жилье в 2014 году достигла максимума за последние 20 лет, — так говорится в докладе Гарвардского университета за 2015 год. К тому же арендаторы стали чаще переезжать — так, в 2013-2014 годах 24,5% американских арендаторов переехали в другое жильё (согласно статистическим данным, опубликованным в 2015 году). А ещё, согласно отчету Гарвардского центра по изучению домашних хозяйств, всё больше молодых людей переезжает в большие города, не обзаводясь при этом семьёй. Это значит, что они значительно меньше заинтересованы в обустройстве своих домов, и средств на это у них меньше, чем у семьи.

Есть ли в этом плюсы? «Думаю, да, ведь все эти тенденции означают ещё и то, что люди начали понимать – вещи никогда на самом деле не отразят их сущность», — говорит Элисон Джей Кларк.

 Photo: atravellingmom

 

Почему мы не зовём гостей?

Мы больше не живём так, как раньше, и отношение к понятию «дом» у всех нас кардинально изменилось. Мы не стремимся показать свою квартиру, чтобы похвастаться дизайном, потому что, во-первых, это странно, а во-вторых — он может быть очень далеким от идеала. Казалось бы, гигантский рынок дизайна и декора интерьера вообще должен исключить подобные проблемы, но на практике всё иначе. Современным домовладельцам важен не только постер, который они хотят повесить на стену, но и рамка, в которую он обрамлён, и место, на котором он будет висеть. Всё это требует усилий, денег и времени, которые на интерьер тратить никто не хочет. В лучших традициях перфекционистов-прокрастинаторов — лучше сделать хорошо, но никогда, чем кое-как и сегодня.

«Люди всегда живут где-то между идеальным и неидеальным мирами», — говорит Элисон. Правда признавать это научились не все. Поэтому мы рассказываем гостям, что «ремонт в процессе» и что «мы работаем над тем, чтобы все было идеально» (как часто вы слышали такую фразу?). Или, как вариант, не приглашаем гостей домой вовсе. «Незаконченность заставляет некоторых людей чувствовать себя неуютно. Так, как если бы они вышли из дома голыми», — написала в 1977 году в газете The New York Times журналист и режиссер Жоан Крон. Статья была озаглавлена «Я рад бы пригласить тебя на ужин… но ремонт в квартире не закончен». Сейчас, когда на кухне молодых домовладельцев может стоять пошарпанный стол, а в гостиной — диван, отданный за ненадобностью другом, эта публикация вдруг стала как никогда актуальна.

 Photo: atravellingmom

Многие из нас живут в состоянии постоянного движения, и по нашим домам это хорошо заметно. Но, может, в этом нет ничего плохого? «В каком-то смысле ремонт и не может быть законченным, ведь дом – это как живой организм, который постоянно меняется и развивается», — говорит Крон. «Когда вы растёте, когда вы стареете, вам хочется, чтобы вас окружали другие вещи – не те, что были прежде».

 

Хорошо или плохо?

В 1977 году социолог Чикагского университета Михай Чиксентмихайи (сейчас он профессор  писхологии и менеджмента в Университете Клермонт-Грэдуэйт) попытался выяснить, не то, как интерьер влияет на нас, а какой смысл мы вкладываем в окружающие предметы. В команде с социологом Университета Нотр-Дам Юджином Халтоном он опросил десятки семей различных рас и социальных слоев в Чикаго и окрестностях на предмет того, что для них является наиболее ценным в доме. Результаты опроса были опубликованы в 1981 году в книге «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», где говорилось, что наибольшее значение имеют те предметы, которые являются памятными и каким-то образом поддерживают связь с семьей и друзьями. Опрошенные особенно выделили значение фамильных вещей: книг с выгравированными именами, античных предметов, передающихся по наследству и бабушкиных сервизов.

«Часто люди думают, что, окружив себя значимыми вещами, они защищают себя от внешнего мира», — говорит Михай Чиксентмихайи. «Но если эти вещи – всё, что вам важно в жизни, значит, вы живёте неопределённо и на самом деле гораздо более незащищенно, чем те, чьи ценности не связаны с материальным миром».

Возможно, на вывод это не тянет, на задуматься есть над чем.

Юлия Любезнова

15.03.2017