Почему Uber умрёт, а агентства недвижимости — нет?

Об Uber говорят как о системе сервисов, которая скоро до неузнаваемости изменит целые отрасли: перевозки, ремонт, юридические и агентские услуги. Эксперт в сфере недвижимости Сергей Смирнов призывает пристальней посмотреть на «уберизацию» и разобраться, где именно совершён технологический прорыв (и совершён ли?).

История Uber и Airbnb — это логичная история технологической эволюции диспетчерских служб и служб бронирования. Скажем, что является основной операционной функцией службы такси? Разумеется, рекрутинг водителей и продажа их личного времени. Для того, чтобы это время покупали чаще, водители должны быть вежливы, приезжать вовремя и точно к месту подачи. Вежливость водителя — вопрос контроля качества и обучения, пунктуальность — вопрос желания заработать, точность подачи — вопрос навыков (как хорошо водитель управляется с картой). Так какое отношение к этому имеет Uber? Созданное приложение и маркетинг компании были направлены на то, чтобы на общем объёме рекламы перехватить лиды, то есть тех потенциальных заказчиков, которые проявляют к сервису определённый интерес. Получается, основная операционная функция Uber по своей сути — это арбитраж клиентского траффика, то есть заработок на перепродаже этого самого трафика: перехватил заявку — нашёл ближайшего водителя — отправил заявку водителю. Такой сложный сервис диспетчерша Валя раньше оказывала (а где-то оказывает и до сих пор) клиентам с помощью рации:

— Кто на линии? Кто на линии? Радужная, 8. Оттуда — на центральный вокзал. На 19:20 заказик…

— Услышал тебя, с меня шоколадка.

 Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

Что принципиально нового создал Uber? Ничего. Он просто «отжимает» бизнес у мафии перевозчиков, и тут нет никакого технологического прорыва для отрасли в целом. Это не сотовая связь, не LTE, не спутниковая навигация, которые Uber активно использует, чтобы их сервис стал более технологичным. Просто теперь диспетчерше Вале не нужна рация, теперь есть программное обеспечение с push-уведомлениями водителей. А что революционного придумали создатели онлайн-платформы для аренды жилья Airnbnb или системы онлайн-бронирования отелей Booking? Принципиально ли они отличаются от печатных каталогов, которые в 90-е кидали в каждый ящик? А сильно ли отличаются каталоги одежды прошлого от Aliexpress? Нет, просто теперь технологической революцией ошибочно называют возможность связать заказчиков с производителями через каталогизатор, хотя настоящей революцией был только интернет. Всё остальное — лишь старые модели бизнеса, использующие новые технологии.

Так может ли появится новая модель бизнеса в агентской услуге? Забудьте! Вы думаете, что, если исчезнут агенты-посредники, платить вы станете меньше? Нет, вы просто получите форму расчёта расстояния и уверенность, что таксист не «накрутит» за поездку (сам «таксопарк» Uber работает или себе в убыток или на грани доходности, и рано или поздно всё рухнет). Суть при этом не меняется: как был агент-посредник между таксистом и заказчиком, так и остался; как платили вы за агентский сервис, так и будете платить.

Мне часто говорят, что всеобщая «уберизация» уничтожит целые отрасли, к примеру, исчезнут агенты по недвижимости.  Давайте разберём на пальцах. Основная операционная функция агента — продажа своего времени клиенту. Последнему лень вникать и разбираться в нюансах, он не хочет заморачиваться приёмом звонков, у него нет желания самостоятельно ездить по объектам. Что может в этом случае сделать условный «Убер»? Правильно, найти исполнителя и отправить ему поручение. Чем это отличается от агентства недвижимости? Тут и кроется «подвох»: грамотное агентство обучает агентов, а вот условный Uber не обучает вообще. И к чему это приведет? Правильно, к падению качества.

Не думайте, что благодаря «уберизации» повысится качество услуг. Вас не начнут вдруг лучше лечить или массировать в SPA.

Сейчас в меня, конечно, полетят камни, мол, агенты по недвижимости повально безграмотны. Ну так и не «уберизация» уберёт эту категорию агентов с рынка, а эволюция и развитие самих клиентов. Клиент уже понимает, что дело не в умении разместить рекламное объявление, поэтому в дальнейшем вся агентская безграмотная масса сама смоется с этого рынка. Но Uber тут вообще ни при чём.

Может ли условный Uber определить квалификацию врача, адвоката или монтажника кондиционеров? Нет, так что перестаньте верить, что благодаря «уберизации» повысится качество услуг. Вас не начнут вдруг лучше лечить или массировать в SPA — этого не будет. Любые специальности, подразумевающие оказание квалифицированных услуг, так и останутся «профессиями доверия», работающими на принципах рекомендаций в кругу знакомых. А значит, любые уберы в итоге проиграют.

Водить машину в конце концов будет робот, но ещё не скоро робот будет убирать отели и строить, лечить зубы и защищать интересы клиента в суде. Действительно, некоторые сферы из-за технологического прорыва средств коммуникации, навигации и дистанционного управления видоизменяются. Действительно, некоторым отраслям грозят сокращения кадров. Но профессионалы останутся профессионалами, и спрос на них только возрастёт.

Автоматизированные сервисы-посредники не смогут в ближайшие годы решить главную свою проблему: они не рекрутируют и не обучают профессионалов, они лишь дают профессионалу заработать больше. Но зачем платить Uber, если вас и так рекомендуют друзьям? Скажем, уже сегодня хорошие отели, которые советуют знакомым и бронируют за полгода, не платят Booking.  Вы там эти отели просто не найдёте.

Know­r­e­a­l­t­y.ru