Принц и принципы

Это в России Чарльза Уэльского знают как засидевшегося в принцах наследника и того самого, кто не может жениться по любви, а если и может, то как-то драматически поздно. А у себя на родине он давно известен своей активной позицией в сфере архитектуры и дизайна. Главный аристократ Великобритании с завидной регулярностью и, как это положено истинному англичанину, с нескрываемым снобизмом публично выражает свое королевское «фи» относительно современной архитектуры. Мол, классицизм — это, несомненно, хорошо, а какой-нибудь безвкусный «Огурец» в центре Лондона — плохо. В последнем номере The Architectural Review принц снова заговорил о больном и призвал приверженцев урбанистического стиля не забывать о традициях.

1 Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

«Я сбился со счета, сколько раз меня обвиняли в желании повернуть часы назад к какому-то золотому веку. Но это последнее, о чем я думаю. Меня интересует будущее», — заявил Чарльз, наверняка, отпив чай с молоком из фарфоровой чашки Wedgwood. Он отметил, что его главная идея заключается в сочетании традиционного и современного, и тут же привел 10 основополагающих принципов актуального городского дизайна, подчеркнув, как эта тема важна для каждого, и даже немного припугнув: «К 2050 году нас всех ждет ужасающая перспектива необходимости найти жилье для еще 3 миллиардов человек. Архитекторы и современные дизайнеры играют огромную роль в том, чтобы ответить на этот вызов».

10 принципов современного дизайна от принца Чарльза

1. Здания следует строить с уважением к земле. Они не должны быть навязчивыми, а, наоборот, должны вписываться в окружающий пейзаж.

2. Архитектура — это язык. Мы должны придерживаться грамматических правил земли, в противном случае возобладают диссонанс и беспорядок.

3. Еще один ключ к успеху — правильное масштабирование. Здания должны соответствовать пропорциям не только человека, но и других построек и элементов окружающего пейзажа. Образы многих городов изуродованы случайно размещенными, слишком громоздкими зданиями, не несущими абсолютно никакого гражданского значения.

4. Гармония — это сочетание всех составляющих. Внешний вид каждого здания должен быть созвучен другим зданиям по соседству, но при этом важно избегать одноликости. Богатство вида возникает именно в результате разнообразия — этому нас учит сама природа. Но все должно сочетаться, что достигается в основном вниманием к деталям — таким, например, как дверные рамы, балконы, карнизы и перила.

5. Создание тщательно продуманных отгороженных пространств. Такие пространства не только выглядят гораздо привлекательнее, чем отдельно торчащие угловатые здания, но и пробуждают желание пройтись пешком, а также дают ощущение безопасности.

6. Материалы также имеют значение. В Великобритании, как и везде, мы стали зависимы от стандартизированных строительных материалов, используем слишком много бетона, пластика, алюминия, стекла и стали. Здания абсолютно лишены индивидуальности. Для того чтобы они могли стать частью пейзажа, необходимо при строительстве использовать местные материалы и придерживаться традиционного для данного региона стиля.

7. Вывески, освещение и коммуникации. С ними очень легко переборщить. Все провода, которые возможно спрятать, должны быть скрыты от глаз. Количество вывесок должно быть ограничено.

8. В центре дизайнерского процесса должен находиться пешеход, а не автомобиль.

9. Плотность. Пространство в приоритете, но это не означает, что мы должны ограничиться строительством высоченных, одиноко стоящих башен. Гораздо больше шарма городу придают невысокие дома.

10. Гибкость. Правила строительства жестко регламентированы и могут с легкостью перечеркнуть все вышесказанное. Однако я нашел возможность сделать их более гибкими. С радостью сообщаю, что многие инновации, которые мы применяли последние 20 лет, сейчас отражены в национальном техническом регламенте.

Юлия Любезнова