Продаю квартиру, но боюсь, что купят

Если внимательно изучить объявления о продаже квартир в любом районе любого российского города, можно заметить, что некоторые предложения находятся на рынке годами. Неликвидное жильё? Нет, дело совсем в другом. Просто части российских граждан процесс продажи нравится куда больше положительного результата.

Чтобы понять, как ведут себя такие собственники, недостаточно просто позвонить по объявлению — надо заглянуть к ним на просмотр и позадавать вопросы. Например: «С какой целью вы продаете квартиру?». О, какие дивные миры здесь открываются: кто-то реагирует болезненно, кто-то тут же приступает к рассказу длинной семейной саги. К примеру, недавно две незнакомые между собой женщины поведали мне, как мечтают выселить своих сильно пьющих супругов. Но в своем стремлении к активным действиям и заветному выселению ни одна не пошла дальше выставления объекта на продажу. На вопрос, а подбирали ли они уже что-то своим изуверам, отвечают дамы смутно и неопределённо, из чего потом всё-таки вырисовывается ответ, что вообще-то изуверы не собираются давать своего согласия на сделку. Вот так и продаётся одна из этих квартир уже второй год. Ну, как продаётся — рекламируется и показывается.

1 Иллюстрация: Полина Васильева

Самое интересное в деле таких «разоблачающих» расспросов — наблюдать за поведением семейных пар. От горячего желания продать до неловкой ситуации — обычно два простых вопроса: «есть ли вам куда выписаться» и «распланировали ли вы переезд и освобождение квартиры» (в частности, что делать с мебелью). Последний вопрос неизменно вызывает у мужчин парез лица, потому как они вдруг в красках начинают себе представлять семейную драму в двух действиях «Переезд и ремонт». «Да мы как-то пока не думали об этом», — обычно отвечают супруги. Что, в общем, очевидно, если плана переезда нет, и что красноречиво подтверждает история объявления, «рассказывающая», что квартира «стоит» на рынке уже восьмой месяц. Продаём, но боимся — а вдруг купят! Тогда столько проблем ожидает!

И такое случается не только с семейными парами. Недавно общался с семьей (мать и взрослая дочь), которая выражала ярое желание поскорее найти покупателя на свою квартиру. На вопрос, собираются ли они после продажи что-нибудь приобретать, последовал прекрасный ответ – две квартиры в новостройке. Как и где женщины будут жить до завершения ремонтных работ? Где они зарегистрируются, пока прописка в новопостроенном, сданном и оформленном в собственность доме станет возможна? Всё это поставило горе-продавцов в тупик. Зато к сделке готовы хоть сейчас.

Опыт показывает: если обойти 100 квартир по объявлениям, от силы только 30-35 собственников будут иметь чёткое представление о том, чего они хотят достичь за счёт продажи своего жилья. Стоит ли говорить о том, что «горячий покупатель» с деньгами, который находится на этапе максимальной готовности к сделке, из десяти рекламных вариантов в итоге будет выбирать только из трех? Потому что желание «попродавать» свою квартиру — отнюдь не то же самое, что желание продать и передать жильё новому владельцу.

Очень приятно, спасибо, пожалуй, мы купим что-нибудь другое.

Конечно, встречаются исключительные случаи, когда у проживающих в квартире желания продавать её действительно нет, их и так всё устраивает. Зато не устраивает родственников, имеющих долю, но которые по какой-то причине жильём не пользуются и ренту за свою долю не получают. И вот вы приходите в квартиру, в которой есть два собственника — брат и сестра. Брат живёт здесь вместе с мамой, которая отказалась от приватизации в пользу детей. А в рекламу квартиру выставила сестра, которая по этому адресу не проживает и вообще не появляется. Так с каким настроением вас встретит брат? «Раз ей надо продать, пусть она и рассказывает про условия сделки!». Очень приятно, спасибо, пожалуй, мы купим что-нибудь другое.

Когда-то руководитель одной крупной сети агентств недвижимости сказал мне, что 60% того, что мы видим в базах рекламных объявлений, никогда не будет продано. И это правда. Потому что не все, кто продает недвижимость, действительно хотят её продать. О чем стоит задуматься продавцам и знать — покупателям.

Сергей Смирнов

16.03.2016