Психология дома

Идеальные картинки новеньких интерьеров могут рассказать о хозяевах дома не так уж много. О профессионализме дизайнера — да, о затраченных средствах — да. А вот о том, страдают ли обитатели манией преследования или синдромом хронической усталости — нет (хотя это куда интереснее). knowrealty.ru побеседовал с психологом Еленой Кишиневской и выяснил, как хорошо наши дома характеризуют нас самих (спойлер — хорошо). А также узнал, почему визуалу и кинестетику нужны разные интерьеры и так ли жизнеспособна теория влияния цвета на эмоции человека.

 Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

О доме, который перестал приносить радость

Чтобы человек чувствовал себя дома хорошо, это должен быть во всех смыслах его дом. Чтобы ему нравились находящиеся там вещи, чтобы они были удобными, чтобы было чисто и аккуратно и всё работало – свет включался, кофемолка молола, телевизор показывал. А вот почему дом перестал приносить радость, надо ещё разобраться. Понять, где именно разруха — в разваливающемся диване или в голове? Тут психолог вполне может помочь. И это точно экономичнее, чем ремонт.

 

О том, можно ли по интерьеру сделать вывод о психологических проблемах

Скорее, можно сделать веское предположение, которое, конечно же, требует дальнейшего внимательного рассмотрения. Хаос, грязь, большое количество сломанных или разобранных по винтику вещей, занавешенные наглухо старыми простынями или газетами окна, спёртый воздух, а также 15 неухоженных кошек — всё это может указывать на признаки психического расстройства в разной степени выраженности. Если у человека настоящее психическое расстройство, то он в известной степени утрачивает связь с реальностью, не может выстроить правильных причинно-следственных связей. Часто обычные вещи пугают его, отсюда и характерные изменения в его интерьере. Скажем, кто-то развинчивает утюги, разбирает телевизоры и другие бытовые приборы, чтобы убедиться, что там нет подслушивающих устройств. Или наглухо завешивает окна, затыкает отдушины и вентиляцию, отрезает звонки и телефонные провода с той же целью. У таких людей не просто нет сил на поддержание элементарного порядка, сам смысл порядка искажается в их голове до неузнаваемости.

В остальных случаях беспорядок в доме может свидетельствовать о разном. Например, люди элементарно много работают, и им просто физически некогда делать уборку. Или они с детства не приучены к порядку и не замечают его отсутствия. А ещё нередки случаи, которые можно описать словами одной песни: «у бывшей русской подданной в квартире кавардак, а значит, что-то и в душе наверняка не так» — типичная ситуация для синдрома хронической усталости или затяжного стресса.

 

О накопительстве

Обычно накопители не стремятся специально захламить дом, то есть в буквальном смысле набить его хламом. Они приносят вещи, которые кажутся им нужными или просто красивыми, а потом, когда они ломаются или перестают быть нужными, от них не избавляются. У людей старшего поколения, переживших нужду, трудные и голодные времена, осталась привычка не выбрасывать любые, даже сломанные вещи — в надежде, что их можно починить или применить как-нибудь ещё. Отсюда привычка собирать полиэтиленовые пакеты или упаковку, которую можно использовать вторично, например, как ёмкость для чего-нибудь. А вот у тех, кто помоложе, мы, скорее, наблюдаем то, что можно назвать «недостатком культуры жилища», попросту — отсутствие привычки к порядку.

 

О русской черте ничего не выбрасывать (и нежелании расстаться с югославской стенкой)

Не сказала бы, что такая черта присуща исключительно русскому человеку. Я видела разные дома, и, поверьте, плюшкины есть не только в России, это явление, так сказать, транснациональное. И основная причина, как мне кажется, как раз в том самом  отсутствии культуры жилища.

Что до югославской стенки, то  эта вещь может быть просто дорога родителям как память об их молодых и счастливых днях. Или о том, как они трудно копили на неё, тогда ужасно модную, отказывая себе в ежедневных мелочах и не только мелочах, а теперь взять и просто выкинуть? Могут быть дороги даже не сами вещи, а память об усилиях, на них затраченных. И есть ещё одно важное обстоятельство: люди привыкают к вещам, к их пользовательским свойствам. Чем старше мы становимся, тем труднее нам воспринимать новое и привыкать к нему. Вещи, давно живущие в доме, создают иллюзию стабильности, а для пожилых – ещё и иллюзию сохранения их молодости. Так что не спешите даже из самых добрых чувств менять интерьер ваших пожилых родственников – возможно, вы разрушите их мир, который становится очень хрупким и зыбким к старости. Известны случаи, когда старые люди умирали, внезапно утратив дорогие им вещи, которые кто-то из их окружения посчитал устаревшими и бесполезными. Будьте бережны с теми, кто вам дорог.

 

О воздействии цветов на эмоциональное состояние человека

Взаимосвязи между цветом и эмоциональным состоянием впервые представил научному миру молодой швейцарский психолог Макс Люшер в 1947 году на первом всемирном конгрессе по психологии. Его концепция впоследствии получила широкое распространение и мировое признание, известный цветовой тест Люшера был переведен на многие языки, а его книги стали шедеврами в области психологии. В настоящее время есть даже методики лечения цветом эмоциональных расстройств и некоторых  заболеваний — смею вас заверить,  вполне научные и успешные.

Хороший дизайнер интерьера знает, как подобрать цвета и сочетать их, чтобы один интерьер выглядел уютным и домашним, а другой – деловым и сдержанным. Но лично я не люблю в квартирах стиль техно в соответствующих цветах — мне кажется, жить надо в доме, а работать — в офисе. Как вы будете себя чувствовать, если постоянно находитесь среди остроугольных предметов, хромированных трубок, стен и вещей холодных оттенков? Так и «замёрзнуть» недолго, а там и вправду простудиться. А вот когда вы приходите в дом, где всё не просто чисто, а по-настоящему уютно, где вас окружают «мягкие», правильно подобранные краски и «домашние» вещи, то сможете расслабиться, отдохнуть, и уходить-то не захочется.

 

О важности каналов восприятия

Если бы я была дизайнером, то учитывала бы не только тип темперамента моего клиента (флегматик он, сангвиник, холерик или меланхолик), но и его тип восприятия (визуальный, аудиальный или кинестетический), то есть что для него значимее – зрительный образ, звук или ощущения, поскольку это очень важные свойства нервной системы, определяющие наш способ взаимодействия с миром.

 

О любви новых русских к золоту в интерьере

С богатством тоже ведь надо научиться справляться. Как, кстати, и со славой. Думаю, это вопрос внутренней культуры или отсутствия таковой. Помните анекдот? Выходит новый русский из Эрмитажа, ковыряя в ухе антенной сотового телефона, и говорит: «Н-да… бедно, но чистенько». В 90-е люди, стремительно и не всегда законно разбогатевшие, как правило, цепкие и хваткие, но не обременённые образованием и воспитанием, таким способом кричали всему миру: «Я сумел! Я крутой!» Как говорится, по Сеньке и шапка.

Помню, в одной книге герой описывался так: «Был одет так безупречно, что это даже не бросалось в глаза». Думаю, про интерьер можно сказать то же. Если у человека есть не только деньги, но ещё и здравый смысл, культура и эстетическое чувство, то такой бэкграунд точно отразится и на его доме.

Подготовила: Екатерина Аганина

01.02.2017