Совсем деревянный

Как строится самый высокий в мире деревянный небоскреб и почему «зеленый» пожарному не товарищ.

Следующий год станет для архитектурной Вены особенным. Нет сомнения, что с 2016-го туристы будут дружно толпиться не только у дворца Хофбурга и собора Святого Стефана, но и у 84-метровой новостройки, чье игривое название Hoho наверняка будет звучать не реже, чем Sacher или Melange. Еще не построенный небоскреб авансом получил завидную славу, поскольку было заявлено, что он будет представлять собой не холодный бетонный пенал авторства новомодного архитектора, а уникальную деревянную высотку. Австрийские градостроители хвастливо замечают, что 84-метровое здание, которое обойдется застройщикам без малого в 60 млн евро, станет самым высоким деревянным сооружением в мире. В своей категории, правда. То есть тягаться с тайским Храмом Истины или китайской пагодой Тяньнин, закрепившими за собой звания самых высоких деревянных сооружений в мире, австрийский «Хохо» не сможет. А вот с прочими деревянными небоскребами, коих в мире не так уж много, – это пожалуйста. «Начинка» высотки будет классической для небоскреба: отель, апартаменты, ресторан, welness-центр и офисы.

Wooden skyscraper Источник фото: http://www.lainer.at/hochstes-holzhaus-der-welt/?sc=4

Ратующие за экологичность европейцы, конечно, ликуют. Что может быть лучше старого доброго дерева? По словам представителя компании Kerbler, являющейся девелопером проекта, дерево было выбрано основным материалом для строительства небоскреба не ради попытки поставить оригинальный архитектурный рекорд, а исключительно из-за экологических характеристик и отсутствия негативного воздействия на окружающую среду. «Я думаю, сейчас для всех нас важно умение мыслить нестандартно. У нас есть дерево, и это идеальный материал для строительства. Так было двести лет назад, так остается и сейчас», – заявила Каролин Палфи.

Архитекторы вторят в унисон. По их заверениям, использование натурального материала позволит значительно сократить выброс углекислого газа, и цифры тут нешуточные. В воздух поступит на 2800 тонн диоксида углерода меньше, чем выбрасывало бы точно такое же здание из бетона. Чтобы было понятнее и нагляднее, можно сравнить бетонный небоскреб с машиной: в год высоткой производится столько же выбросов в атмосферу, сколько автомобилем, ежедневно проезжающим 40 км в день, только на протяжении не года, а 1300 лет.

Эйфорию по поводу строительства «Хохо» массовой, правда, не назовешь. Больше всех обеспокоены планируемым строительством пожарные Вены, как бы намекающие, что хорошо гореть будет. И удастся ли обеспечить безопасность здания, построенного из столь легко воспламеняемого и прекрасно горящего материала, – еще тот вопрос. The Guardian отмечает, что сейчас пожарные австрийской столицы работают бок о бок с архитекторами над планом здания, чтобы потом не пришлось искать виноватых. «Сегодня все хотят строить выше и выше. 84-метровый небоскреб – для Европы явление необычное, и должно быть учтено очень много разных нюансов, – отметил пресс-секретарь пожарного департамента Вены Кристиан Вегнер. –  Мы расстроены тем фактом, что подобная идея была представлена общественности без всех необходимых согласований. Нужно проводить специальные тесты на правильное сочетание в конструкции дерева и бетона. Мы также хотели бы разработать более надежную систему пожаротушения. Я надеюсь, что все необходимые испытания будут проведены, но проект обещает быть очень непростым».

Ранее представители австрийской власти уже выражали обеспокоенность строительством небоскребов, называя их высоту «чрезмерной». Они посетовали на то, что здания остаются незаполненными. Но и среди политиков нашлись те, кому проект нового гигантского сооружения, наделавший столько шума в тихой Австрии, показался прекрасным. Так, пресс-секретарь австрийской народной партии ÖVP Катрина Ридль выступила в защиту оригинального проекта, заявив: «Вена – не город небоскребов, но инновации – это часть нашего города. Так почему бы не попробовать что-то новое?».

Юлия Любезнова