Суперагент по недвижимости

Кино не формирует ролевых моделей, не подает пример и не создает тренд. Иначе как вы объясните одновременное существование перечисленных ниже фильмов и реальных риелторов, с которыми мы встречаемся (кто-то реже, а кто-то чаще)? Почему же в кино недвижимость продают стильные мужчины в накрахмаленных костюмах, а в жизни… не они? «Настоящее произведение искусства создает трещину в глади наших представлений о мире», – сказал как-то Андрей Звягинцев. Мы собрали пять фильмов разной степени близости к искусству, которые покрыли нашу гладь представлений о продаже недвижимости сеткой крупных трещин. 

Under offer (2011, Ли Хэллиэр, Великобритания)

Пока одни агенты по недвижимости дистанцируются от принятых на их счет стереотипов, другие – воздвигают им памятники. По легенде рекламная компания Lumia Flux получила заказ на фильм о жизни отделения риелторской фирмы «Дуглас и Гордон» в западном Лондоне. Задача этого неизведанного ранее маркетингового приема – показать все преимущества профессиональной команды перед конкурентами. Но в кадре (якобы против воли режиссера, а силой правды и самоей жизни) оказывается четверка ленивых, нагловатых и лживых агентов.

Снимок экрана 2015-08-03 в 19.16.20

Заметив на улице стенд конкурента, главный герой по имени Джеймс тормозит свой старенький Volkswagen и пожарным топориком «демонтирует» нежелательную рекламу. Следующую остановку он сделает только у дома, который продает. Забежит туда на пять минут с иллюстрированным журналом Nuts (в худшем смысле этого слова) и быстро вернется обратно. Конечно, это остроумное «документальное» кино на самом деле – мокьюментари, то есть фальсификация. Но ее в действительности заказал британский гигант «Дуглас и Гордон». И как сказали сами рекламщики: «Только агентство, полностью уверенное в профессионализме своего персонала и в своем бренде, твердом и лабильном, могло решиться на такое». Если кино на английском смотреть не захочется, можете просто поразглядывать особняки по 1500000 фунтов на сайте компании.

 

«Скорей бы воскресенье» (1983, Франсуа Трюффо, Франция)

Невысокий сдержанный мужчина в сером стильном костюме и шарфе заходит в офис. Он гладко выбрит, двигается решительно, но не резко. Поверите ли вы мне, если я скажу, что это риелтор? Парижский агент по недвижимости Жульен Версель попал в настоящую передрягу, он обвиняется в двух убийствах, но не имеет отношения ни к одному из них. Он владеет небольшой конторой (именно так говорят герои) где-то в центре, и кроме него там трудится только секретарша Барбара в исполнении Фанни Ардан.

1

Если бы не ее сногсшибательная красота, кино бы не случилось: конторская служащая со строптивым нравом, авантюристка и сыщица, даже проститутка – палитра образов просто потрясающая. И пока героиня Ардан переодевается и ездит между Парижем и Ниццей, ее патрон (опять-таки оригинальный язык героев) сосредоточенно распутывает клубок преступлений, не выходя из офиса. Версель – явно человек большого ума, а уж хороший ли риелтор, мы не знаем, ведь ни одной квартиры в фильме он так и не продал.

 

«Красота по-американски» (1999, Сэм Мендес, США)

Кэролайн провожает последнего человека после осмотра дома, закрывает жалюзи на стеклянной двери, опирается на нее спиной и горько плачет. Как ужиться с этим миром совершенной женщине, у которой ручки садовых ножниц по цвету сочетаются с домашними туфлями? Она идеально причесана, в строгом и как будто стильном костюме (эту моду 1990-х не поймешь), управляет Mercedes ML и складывает самые ладные байки о продаваемых объектах. «На этой кухне исполняются мечты хозяйки», «камин из необычного камня, а если вы сделаете крышу из стекла…», «прекрасный бассейн, словно лагуна» – только сама в них не верит. И выпив лишнего на светском приеме, признается в профессиональной любви красавцу с темными как ночь глазами: «Ваша фирма – просто гигант на местном рынке. А ваш личный список продаж просто восхищает!»

2

Она – материальная сущность образа американского карьериста начала 1990-х. Или современного успешного российского риелтора. Мысль о выполненном плане продаж и высоких процентах физически возбуждает ее. Поэтому неудивительно, что именно у короля недвижимости, гиганта «нашего городка», сразу после делового ланча Кэролайн получает давно забытое сексуальное удовольствие. Обратите внимание на тренинг, к которому прибегает героиня: мотивирующая кассета с мантрой «я отказываюсь быть жертвой» смогла вдохновить женщину на убийство, которое она, к своему счастью, так и не совершила.

 

«Гленгарри Глен Росс» (1992, Джеймс Фоули, США)

Пойдете на тренинг по продажам? А если его ведет Алек Болдуин? Только при таком условии можно добровольно принять участие в гонке менеджеров по недвижимости. Победитель получит кадиллак, серебряный призер – набор ножей. Занявший третье место вылетит с работы. Болдуин – жесткий коуч и суперрезультативный агент с золотыми часами – забрасывает в маленькую риелторскую контору наживку, которая должна мотивировать работников и вытянуть фирму со дна. «Всегда заключай сделки!», «Внимание, интерес, решение, действие!», «Идите к людям, человек не приходит сам, чтобы отдать вам деньги!». За пять минут зритель получает весь набор речевых штампов и инструментов, которые используют современные отечественные продажники.

3

Это кино – об американской мечте, равных возможностях, состязательности и времени, когда люди продают ради продвижения своего имени в табличке на доске. Пять риелторов (среди которых молодые Аль Пачино и Кевин Спейси) демонстрируют разные методы работы. Они напрашиваются в гости, придумывают байки, выдают себя за успешных бизнесменов, продают землю за стаканом виски в баре или не продают вообще. Весь драматизм здесь закручивается вокруг «наводок» – картонок с адресами и именами потенциальных покупателей, без которых никто (кроме сногсшибательного героя Аль Пачино) не может заключать хорошие сделки. За 30 лет с момента выхода картины, кстати, почти ничего не изменилось – хорошая клиентская база по-прежнему остается золотым руном для риелторов и в Штатах, и в России.

 

«Особняк с привидениями» (2004, Роб Минкофф, США)

Белоснежные улыбки Эдди Мерфи и Маршы Томасон помогли им достичь большого успеха в продаже недвижимости. Джим Эверс (герой Мерфи) может продать дом, просто выходя из бара в день годовщины своей свадьбы. За последний месяц их семейное агентство «Эверс и Эверс» заключило семь сделок, а его руководители пропустили три дня рождения. Чтобы реабилитироваться перед супругой и партнером в одном лице, он предлагает поездку на выходные всей семьей за город. Только по пути надо заглянуть на один объект – старинный особняк в хорошем районе, наверняка выгорит отличная сделка.  Дети мечтают поехать дальше, но родители хотят поиграть риелторскими мышцами: «Если уйдем, вы не увидите, как быстро мы работаем!» Даже маленькая дочка Эверсов профессионально разборчива и не видит перспектив: «Как вы собираетесь продавать дом с собственным кладбищем?!» Но кино снято компанией Disney, поэтому живопишет сказку на новый лад, а не правду жизни менеджеров.

4

Главный герой – эдакий Скрудж Макдак с добрым сердцем. Обожает удачные сделки и свой синий BMW. Его жена – подтянутая, в элегантном костюме мама двоих детей и бизнесмен одновременно. Если встретите в реальной жизни таких агентов, дайте им мой номер! Эверсы точно справятся с задачей «найти чистую двушку с хорошим ремонтом» и не опоздают на встречу в регистрационной палате на полтора часа. Ведь они с легкостью проходят через препятствия, выстроенные привидениями, и в конце сказки получают хороший урок. Агенты сменяют «низкий» роскошный седан на минивэн, погрузят на крышу каноэ и отправятся в апельсиновый закат – туда, где семейное счастье не будет омрачено сделками с недвижимостью. Спойлер: я бы поступила аналогично, если бы получила такой замок в подарок.

Юлия Цветкова

07.08.15