Технологии против агентов недвижимости

Американские риелторские конторы начали предлагать потенциальным клиентам 3D-туры по своим объектам, что позволит сэкономить время на поездки и осмотр. Отличная новость для покупателей: надел очки и отправляйся в путешествие по интересующему объекту, не выходя из дома. Какое это облегчение, знают только те, кто сами искали и покупали жилье.

Мои американские знакомые описывали весь цикл поиска и покупки как тяжелую работу задаром, да ещё и в свободное время. Охота пуще неволи, как говорит пословица. Как вам покажутся шесть месяцев, когда каждые выходные вы садитесь в автомобиль, упаковываете ребёнка и катаетесь по горам и долам до морской болезни, осматривая то, что агент (в сговоре с продавцом) храбро решили назвать домом? Без страстного желания осуществить свою мечту никто в такие авантюры ввязываться не станет. На этом фоне возможность осмотреть будущую покупку при помощи стерео-очков, сидя дома с чашкой какао, выглядит даже слишком хорошо.

114 Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

Понятно, ни одни 3D-очки не покажут критически важных деталей, вроде текущей крыши, поеденных термитами балок или крысиного помёта в укромных местах, зато можно легко оценить планировку, освещённость и окружающий ландшафт. С последним помогут дроны — новое дополнение к списку технологий на службе у риелтора. Полезная штука – дрон, если не вздумать запускать его около военных объектов (разве что Министерство Обороны решит выставить на торги казарму или столовую). Точно так же никто в здравом уме не станет облетать дроном панельную многоэтажку. Зато видео, в котором главную роль играет особняк, снятый в ясную погоду со всех сторон, может стать эффектным козырем в процессе продажи.

Тут мне вспомнились фотографы, занимающиеся съёмкой для агентств недвижимости — им тоже придётся осваивать новые технологии, чтобы конкурировать и не вылететь с рынка. Фотограф заведет себе напарника в виде камеры GoPro и бизнес двинется дальше. Конкуренция – дама суровая, как Снежная Королева, и требует подчинения.

Теперь о загадочной технологии под названием «блокчейн», или распределенной базе данных, хранящей записи в определенной последовательности на многих компьютерах одновременно. Зверь этот о многих головах, но нас интересует один конкретный аспект: использование блокчейна как неприступной базы данных транзакций. Технология позволяет хранить сведения на тысячах компьютеров по всему миру; чтобы подделать или изменить записи, придётся изменить их все – что абсолютно невозможно.

Победа прогресса неизбежна, как дембель.

Вообразите, что вам не нужно заказывать справки или выписки об обременениях, наложенных на квартиру, которую вы покупаете, вы можете узнать всю историю объекта – сколько раз он переходил из рук в руки, закладывался ли, были ли проблемы – и все это не отходя от своего компьютера. Больше не придётся беспокоиться о том, что в дверь постучится давным-давно прописанный по вашему адресу лишенец, только что из мест заключения.

Очевидно, что всех спасти невозможно: кому суждено быть обманутым, будет обманут. Никто не отменял законов естественного отбора. Блокчейн не панацея и решает лишь часть проблем, но для большинства добросовестных покупателей станет подспорьем и облегчением.

Разве не дивный новый мир? Бюрократическая машина, ясное дело, будет биться с блокчейном, как сапёр Водичка из романа Гашека, но на то оно и будущее, чтобы прожевать всех, кто пробует с ним бороться. Победа прогресса неизбежна, как дембель (Uber, например — пророк его).

Добросовестный риелтор порой проводит с клиентом столько времени, что его смело можно приглашать на новоселье, день рождения, бар-мицву или выпускной.

Нынешние тенденции свидетельствуют о том, что риелторские агентства укрупняются, как и многие другие отрасли мировой экономики. Чем крупней, тем больше финансовые возможности и ресурсы, в том числе и доступ к самым современным и дорогостоящим технологиям. Крупный игрок позволит себе скидки и снижение агентского вознаграждения, которые разорят мелкое агентство. Именно поэтому последние обнаружили себя сегодня перед новыми вызовами, на которые надо как-то отвечать.

Большее количество транзакций крупного агентства неизбежно ведёт к ухудшению качества обслуживания, мы имеем здесь классическую палку о двух концах: с одной стороны  — снижаются комиссионные и вознаграждение по сделкам, но с другой – исчезает личный аспект взаимоотношений «покупатель-агент», и сделки превращаются в конвейер.

Судя по реакции традиционных агентств, ставку они собираются делать на человеческий фактор. Традиционный риелтор, каким мы его себе представляем – это практически член семьи, человек, которому часто приходится не только помогать с поиском вариантов, но и отстаивать интересы клиента, преодолевая бюрократические заборы. Добросовестный риелтор порой проводит с клиентом столько времени, что его смело можно приглашать не только на новоселье, но и на день рождения, бар-мицву или выпускной. Покупка жилья — одно из важнейших событий в жизни человека, и от агента по продаже ждут порядочности и устойчивого морального кода (если он хочет иметь чистую совесть и спать спокойно).

И в то время, как часть клиентов предпочтет сэкономить на комиссионных, имея дело с сетевой компанией, другим будет комфортней с агентом, подходящим к процессу индивидуально. Который может разделить с клиентом человеческие эмоции. Именно здесь и находится та самая ниша, область, где технологии не имеют и не будут иметь преимуществ перед агентом из плоти и крови. Но последнему, вероятно, придется разориться на дрон и цифровую камеру, а также освоить кое-какое программное обеспечение.

Коля Сулима

13.05.2016

Know­r­e­a­l­t­y.ru