Улицы без магазинов

В очень скором времени быстро набирающие популярность онлайн-сервисы могут создать серьёзные проблемы уличным магазинчикам и привести к их переселению в менее благополучные районы, где жители не так активно пользуются интернет-услугами. Как получилось, что мобильные приложения вдруг стали трансформировать внешний вид городов и повышать арендные ставки? Разбираемся.

4198069910_c45ae1f3d9_z Photo: Dennis Jarvis

Почему так происходит?

Джентрификация? Именно. Развитие онлайн-сервисов, предлагающих всевозможные услуги, будь то химчистка или доставка еды из ресторана, во многих западных городах становится реальной причиной ухода уличных магазинов из благополучных районов в более бедные. Ни для кого не секрет, насколько сильное влияние Uber оказал на такси, а Airbnb – на отели. Но влияние распространяется и дальше – многие уличные магазинчики, работающие с «живым», а не виртуальным товаром и покупателем, уже едва сводят концы с концами. Страдают все — начиная от сапожников (в Чикаго успешно заменены на приложение Shoe Drop) и парикмахеров (мобильное приложение Shortcut, названное «Uber-стрижкой»), до химчисток и ателье (Laundrapp, ZipJet). Всё, что требуется от клиента — просто указать свой адрес или индекс.

Если интернет-сервисы по востребованности превзойдут своих реальных конкурентов, арендующих помещения на улицах городов, для последних это может стать обстоятельством, которое приведёт к их полному исчезновению. И если нам больше не нужно будет выходить из дома, чтобы купить продукты, отдать вещи в химчистку или поменять на туфлях набойки, пройдёт совсем немного времени, и место этих небольших магазинчиков займут кафе с дорогущими кофе и пирожными.

16897629490_52b11534d8_z Photo: Roman Boed

 

Кто виноват?

Ответственность за глобальные процессы джентрификации несут все пользователи такого рода приложений. Когда вы решаете для себя, что гораздо удобнее пользоваться химчисткой через мобильное приложение, а не нести и забирать вещи самостоятельно, таким образом вы — ни много ни мало — влияете на другую часть населения, которой эти сервисы не доступны (скажем, у них нет конкретного приложения или вообще смартфона). Ну, и не будем забывать, что когда необходимости выходить из дома нет, то и возможности дополнительного социального взаимодействия, которых и так становится всё меньше и меньше, резко сокращаются.

«В Нью-Йорке такие районы, как например Вест Вилладж, подверглись дженитрификации задолго до появления смартфонов. Там определяющим фактором стала высокая цена на жильё. Однако появление онлайн-сервисов способно окончательно вытеснить некоторые виды небольших компаний из района», — рассказывает порталу The Guardian Питер Московитц из медиа-агентства New Republic. «Конечно, не приложения начали этот процесс, но они способствуют тому, что стоимость жилья остаётся высокой, не имея при этом никакой особенной ценности для района», — добавляет он.

«Вилладж и многие другие районы по всему миру могут спокойно существовать, не имея на улицах магазинов. Интернетом там пользуются все. Онлайн возможно найти прекрасные ресторанчики и магазины, которые вы ни за что не обнаружили бы самостоятельно. Но факт остаётся фактом: локальность становится неактуальной».

24677297084_ac3090da00_z Photo: Roman Boed

 

Как это скажется на недвижимости?

Реальность такова: уже в самом обозримом будущем вам вообще не понадобится выходить из дома. А если и понадобится, то не с практическими целями.  Галереи искусств, дизайнерские бутики и рестораны высокой кухни – вот что предстанет перед вашими глазами в районах с высоким уровнем джентрификации. Это прекрасно и способно привлечь туристов, но что делать местным жителям, которые хотят сэкономить и не готовы идти на ланч в дорогой высококлассный ресторан?

Продолжающая стремительно развиваться интернет-платформа для краткосрочной аренды жилья Airbnb уже сильно усложнила жизнь местному населению. Сдавая квартиры за более высокую цену туристам посуточно, арендодатели тем самым лишают жителей снимать эти же квартиры дешевле, но на длительный срок. И такие квартиросъёмщики вынуждены искать жильё в других, более дешёвых районах. Такие города, как Берлин и Барселона, уже предпринимают активные меры по поддержке местных жителей – борются с нелегальными арендодателями на Airbnb и ограничивают возможность сдавать жильё посуточно сроком не более 60 дней в год.

1

 

Всё так плохо?

Конечно, как и всё в современном мире, процесс джентрификации нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным. Для многих ресторанчиков и цветочных магазинов, загибающихся от недостатка клиентов, запуск доставки через онлайн-приложение стал шансом на выживание и даже развитие бизнеса. К тому же, такие молодые но крупные онлайн-компании как английский Deliveroo или международный Uber создают немалое количество рабочих мест по всему миру.

«Я не думаю, что хоть один из лондонских ресторанов выжил бы с нынешними ценами на аренду без таких сервисов как Deliveroo», — анонимно делится мнением управляющий одного из небольших ресторанчиков в Лондоне. «Эти сервисы приносят нам много заказов. Являетесь ли вы новой сетью или существующим уже сотню лет рестораном – сейчас с такими сервисами работают все. Стоимость аренды просто не позволяет нам их игнорировать и работать по-старинке». 

8520359251_4222428d27_z Photo: Hernán Piñera

 

Виноваты только приложения?

Разумеется, сам факт использования приложений — не единственное, что влияет на процессы джентрификации. Например, параллельно учёные стали изучать взаимосвязь того, чем люди делятся друг с другом в социальных сетях, с физической джентрификацией. Группа исследователей, возглавляемая Десиславой Христовой из Кембриджского университета, пришла к выводу, что социальные сети – прекрасный инструмент для отслеживания изменений в городской среде.

«Социальные сети и иные местные ресурсы, конечно же, не являются причиной джентрификации», — объясняет Христова. «Но мои исследования показывают, что существует взаимосвязь между типичными молодыми образованными и технически подкованными людьми, которые используют эти приложения, и местами, которые они посещают; информацией, которой они делятся об этих местах; и что собственно сами эти места из себя представляют и как они развиваются со временем».

Христова и другие учёные опубликовали отчёт по исследованию информации с ресурсов Foursquare и Twitter в Лондоне. Вывод таков: чем больше «чек-инов» сделали неместные люди в определённых местах, тем больше шансов, что эти районы на верном пути джентрификации. Простыми словами — чем больше место мелькает, скажем, в геотегах Инстаграма, тем дороже оно становится. Например, по словам Христовы, в Лондоне такие районы как Хакни или Ньюман всегда считались наиболее многонациональными (из-за огромного количества приезжающих иностранцев), но при этом самыми небогатыми. Вот они — два показателя, которые наверняка предсказывают джентрификацию.

2

Всё это порождает много вопросов: как и когда назревающей проблемой должны заинтересоваться городские планировщики? Как технологии изменят внешний вид, демографическую ситуацию и образ жизни в городах? И, что наиболее важно, по мнению Христовой, «на все эти вопросы можно и нужно найти ответ».

 

 

Юлия Любезнова

23.12.2016