Владычицей морскою

В юности довольно долгое время я работала в провинциальном глянцевом издании. Мы изо всех сил старались делать что-то умное и стильное, и временами у нас это даже получалось, но нередко выходило смешно и местечково. Мы никак, например, не могли объяснить местному «кулаку», держащему птицеферму, почему рекламе первосортного, отменного яйца, из которого получается вот такенный омлет и вот такенные плюшки, не место в женском журнале.

Или же барышня, торгующая тканями, сулила редакции богатства несметные, если мы сделаем ее, элегантно обмотанную этими самыми роскошными тканями, лицом, а в идеале еще и туловищем журнала. Но больше всего меня ставила в тупик манера наших героинь, занимающихся своим бизнесом (издание же об успешных барышнях), представляться. С каждой страницы на читателя смотрели владелицы салонов и магазинов, хозяйки бутиков и кофеен. Не директора, не учредители, а вот прямо так, в лоб, — хозяйки и владелицы. Чуть ли не владычицы. Вся эта нарядная феодальная лестница могла бы и насмешить, конечно, но разве до смеха, когда ты делаешь умный и стильный журнал. Для себя я решила, что такова, должно быть, особенность уездного города с богатой купеческой историей, и плоха та купчиха, которая не гордится своим купчихинским положением. Ну вот посмотрите на чинных и важных кустодиевских героинь — никто  из них себя директором не назвал бы. Только владелица, только начальница.

Вся моя стройная теория рассыпалась, когда уже по другой работе я стала изучать сайты агентств элитной недвижимости. Не суть, что очень большая их часть ужасает безвкусным оформлением  (без вензелей и золота богачу даже в интернет не сходить!) и какими-то странными текстами, написанными о нуждах очень богатой целевой аудитории очень небогатыми журналистами с непременным использованием выражений «высокий класс», «узкий круг», «даже самым избирательным» и пр.

Не это грустно. Грустно, что вот так можно искать-искать себе квартирку за 150 млн, а потом набрести на сайт агентства, где посетителю патетично рассказывают, что вот, мол, провели мы тут недавно большую и важную рекламную кампанию, лицом которой стала глава агентства, девушка, разумеется. На щитах скуластая блондинка запечатлена в русском боярском костюме, а рядом нескладная, не сразу понятная надпись — «Русские идут — это не Голливуд», которая, оказывается, есть «обращение к русским людям». Не к простым людям, надо заметить, а к «Российской элите, которая проезжает по Рублево-Успенскому шоссе каждый день». Дальше пишут, что, для закрепления пройденного материала, глава агентства в этом же образе еще на обложке журнала предстала и интервью подробное разъяснительное дала. Не интервью, а малина, честное слово, читать — не перечитать. Сначала глава агентства в кокошнике рассказывает, что этими баннерами она призывает элиту российского общества выработать четкую гражданскую позицию, потому как кто виноват, ей давно известно — проблемы России кроются в пропаганде русофобии и (тут снова цитата) «в оседлании врагами ключевых государственных постов». Вот будет элита ездить по шоссе и каждый раз слова ее вспоминать. Потом немного о моде: «каждая русская женщина должна иметь хотя бы один традиционный наряд». И снова — в политические рассуждения: «сегодня непозволительны никакие идеологические метания и заигрывания с Западом» и «настало время, когда надо называть все своими именами, открыто поддерживать русское правительство, не расшаркиваясь перед предателями России».

Бог с ним, с содержанием, скуластые блондинки и не такое выдают. Но как-то отбросило меня назад к провинциальным журналам, где пышные владелицы свадебных салонов сами снимаются для фотопроектов в своих нарядах, «потому что никто, кроме меня, не поймет, что мне надо!». И вроде элитная недвижимость, а не салон, и вроде глава, а не владелица, и вроде кокошник в жемчугах, а не павлопасадский платок, а все равно уездным городом веет, у которого, оказывается, нет границ.

Юлия Исаева

Know­r­e­a­l­t­y.ru