Все дома

Хотя Новый год – семейный праздникдом не всегда лучшее место для торжестваВ фильмах нас нередко предупреждают об опасности проведения новогодних каникул у себя в квартиреи традиционная рождественская комедия «Один дома» Криса Коламбуса далеко не единственный кинонамекМы понятия не имеемпочему этот сюжет так популярен в синематографено на всякий случай подготовили подборку из фильмовявно намекающихв новогоднюю ночь дому лучше предпочесть ресторан.  

 

«Тихая ночь, смертельная ночь» (реж. Чарльз Е. Селлер мл., США, 1984)

4

1980-е годы стали в Америке временем расцвета фильмов-ужасов, причем, не только интеллектуальных триллеров вроде «Сияния» Стенли Кубрика или «Отвращения» Романа Полански, но и совершенно безумных кровавых слэшеров, таких, в которых кровь щедро брызгает в разные стороны, а невинные жертвы мрут от рук психов пачками, как при эпидемии. «Тихая ночь, смертельная ночь» как раз из таких. Главный герой, получив в детстве мощную психологическую травму на почве убийства родителей и встречи с сумасшедшим дедом, становится Санта Клаусом-маньяком, который бродит по улицам и заходит в дома мирных граждан, конечно, не для того, чтобы тихо натрескаться новогоднего печенья и под задорное «Хо-хо-хо» оставить под елкой свитер с оленем. Очевидно, задумка режиссера была в том, чтобы создать триллер с фрейдистским подтекстом, однако вышел кровавый трэшак с расчлененкой и обнаженкой. Такой, что даже сегодня это кино, несмотря на давность лет, способно серьезно напугать.

 

«Гремлины» (реж. Джо Данте, США, 1984)

5

Страшная сказка про очаровательных пушистых существ, превращающихся в монстров гремлинов, снята под руководством блестящего трио: продюсера Стивена Спилберга, сценариста Криса Коламбуса и режиссера Джо Данте, который в наши дни известен как соавтор успешных сериалов «Мастера ужасов» и «CSI: Место преступления Нью-Йорк». Этот фильм хорошо известен старшему поколению российских зрителей, хотя и сдал позиции новогодней телеротации под натиском новых русских комедий нулевых годов, которые, что уж там, пугают не меньше гремлинов. Мораль же фильма такова: если вы и решили отметить праздник дома, хотя бы не тащите в дом неведомое зверье, купленное у странного бородатого мужика в восточном костюме.

 

«Семьянин» (реж. Брэд Ретнер, США, 2000)

6

Настоящим кошмаром оборачивается домашнее торжество для успешного холостяка-финансиста. Джек Кэмпбел в исполнении Николаса Кейджа как раз такой: молодой, богатый, не обремененный семьей и детьми. Ради своей карьеры он много лет назад бросил любимую женщину и отправился на другой континент за мечтой о блестящем будущем. Но в Рождество с ним случается страшное: он просыпается не в привычной шикарной квартире на дорогих простынях, а в роли обычного женатого мужика с двумя маленькими детьми. Ужас, правда? Такой сценарий развития собственной жизни с экономией на одежде, семейными ужинами и грязными подгузниками в его планы не входил, что, само собой, героя мучает и немножко нервирует. В целом это милая семейная мелодрама о поиске смысла жизни и расстановке приоритетов. И, конечно, о желании отыскать настоящее счастье, которое, коварное, неизвестно где кроется: то ли в личной жизни, то ли в карьерных достижениях.

 

«8 женщин» (реж. Франсуа Озон, Франция, Италия, 2001) 

7

Идея собрать в новогодние каникулы под одной крышей 8 очаровательных дам не лучший план на праздники. Доказательство тому  блестящая комедия классика французского кино Франсуа Озона, снятая по мотивам культовой пьесы Робера Тома. По сюжету семья собирается в фамильном доме, и оказывается, что ее глава  муж и отец  Марсель убит. Кто стоит за кровавым преступлением? Несмотря на кажущийся бульварным детективный сюжет, картина «8 женщин» представляет собой одно из самых ярких и значимых событий французского кино начала нулевых годов, что объясняется не только оригинальным режиссерским решением, но и прекрасной игрой женского актерского ансамбля. В его составе, кстати, весь блеск французской киношколы  от Санье Людивин до Даниэль Дарье.

 

«А что насчет тебя?» (реж. Энтони Бирн, Ирландия, 2007)

8 

В дом престарелых, откуда, по словам проживающих, «можно только в гробу уехать», устраивается на работу новая сотрудница Элли. Она, в отличие от своих коллег, пытается наладить контакт с подопечными – сплошь вздорными стариками. Так сложилось, что тут старшее поколение потеряло все, кроме воспоминаний о былой молодости, ушедших радостей и одиночества, оттого и ведут себя старички как вредные дети. Элли же меняет жизнь всей компании и устраивает в Рождество настоящий семейный праздник, где, сидя за одним столом, люди узнают друг друга и понимают, что каждый из них не просто ворчливый сосед, а личность со своими тревогами и радостями. Поэтому, если вы не собираетесь выбираться из своего мира, открывать душу и по-новому узнавать хорошо знакомых людей, закажите столик на новогодней вечеринке в ресторане. Там вы будете в безопасности. Всем остальным фильм напомнит простую мысль о том, что домашние праздники – настоящий кошмар для секретов, тайн и закрепощенности, а также мощная объединяющая и сближающая сила, ради которой стоит собраться дома всем семейством хотя бы раз в год.

Мария Соловьёва