Всё в прошлом

Сложно представить себе более элегантный стиль интерьера, чем ретро. Нам, простым россиянам, черпать вдохновение былой прелести можно разве что в кино, поскольку собственного исторического бытового опыта недостаточно. С широкого экрана к нам в квартиры шагнули коврики-зебры, легендарные кресла-яйца, яркие постеры и настоящие отношения. Благо, режиссеры и продюсеры с завидным постоянством предлагают нам новые шедевры подобного толка. Мы сделали подборку фильмов 60-х и о 60-х, после просмотра которых очень хочется сменить интерьер. 

«Завтрак у Тиффани» (реж. Блейк Эдвардс, США, 1961 год)

1  

Культовое кино эпохи с легендарной Одри Хепберн в главной роли. История жизни и неожиданной любви ветреной Холли Голайтли утонула не в одной тонне слёз зрительниц и уже более 50 лет остается в авангарде жанра киномелодрамы. Отношения между мужчиной и женщиной – страстные, противоречивые, отчаянные – это как раз то, что должно дополнять дом в стиле ретро. Супермодная квартира главной героини наполнена идеями для ремонта: диван в форме ванны, коврик со звериным окрасом, кровать с ажурным металлическим каркасом. Смотреть кино лучше с блокнотом, записывая, какие вещи показались наиболее подходящими. Кстати, черно-белая фотография Одри Хэпберн с мундштуком – один из самых популярных постеров для оформления интерьера в ретро стиле – родом из промо-компании именно к этой картине.

2

Не менее полезным будет просмотр других фильмов о настоящей (и не очень) любви, среди них — мелодрамы «Шербургские зонтики», «Римские каникулы» и комедия «Зуд седьмого года» с Мэрилин Монро в главной роли.

 

«Доктор Ноу» (реж. Теренс Янг, Великобритания, 1962 год) 

3

Первый фильм о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери в главной роли. Сам Бонд уже был мегапопулярным благодаря книгам Яна Флеминга, однако именно после выхода фильма стало модным показывать в кино  красивых мужчин с пистолетом, опасности, роковую любовь и авантюры, а в головах зрителей навсегда поселилась музыка «паба-паба..». Стиль ретро оказался весьма актуальным для реализации криминальных историй с погонями, перестрелками, сногсшибательными женщинами и мужчинами в пиджаках и с лицензией на убийство, «где захочет, кого захочет и когда захочет».

4

В подобных декорациях продолжают снимать и сегодня («Агенты А.Н.К.Л.», «Афёра по-американски»), а значит, во время просмотра боевичка можно сподвигнуть на ремонт и главу семьи.

 

«Дайте жалобную книгу» (реж. Эл. Рязанов, СССР, 1965 год) 

5

Уникальная, почти взрывная смесь: фильм состоит из западных влияний моды и советской назидательной начинки. Здесь тоже есть стильно одетый главный герой, очаровательная героиня в расклешённом платье, молодежь танцует твист и ведёт беседы в стильных интерьерах. Но, в отличие от подавляющего большинства западных кинолент, герои советского фильма не сосредоточены на отношениях между мужчиной и женщиной, не рассуждают о любви, а заняты кое-чем поважнее. Они борются с недостатками советского общепита, восстают против грубого обращения рестораторов с честными тружениками, смело шагают навстречу расплодившейся бюрократии.

6

Справедливости ради стоит сказать, что помимо стильных, но, все же открыто тенденциозных лент, советское кино оттепельных времен известно сильными психологическими работами, вошедшими в золотой фонд кино. В 1963 году на экранах впервые засиял молодой и очаровательный (удивительно) Никита Михалков в культовой картине «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия, ставшей синонимом молодёжной жизни начала 1960-х годов. В 1964 году вышла легендарная картина Марлена Хуциева «Мне 20 лет» (в полной версии — «Застава Ильича») о трёх товарищах, ищущих правильный путь в жизни.

 

«Том и Джерри» (реж. Уильям Ханна и Джозеф Барбера, США,  1942-1963 годы) 

7

Черпать вдохновение можно не только из кино, но и за просмотром мультфильмов. Тем более таких, где интерьеры каждым миллиметром соответствуют прекрасной эпохе. Том и Джерри, пожалуй, самые известные в мире кот и мышь, их приключения не нуждаются в представлении. А вот к месту их обитания следует присмотреться повнимательнее. Найдем в кошаче-мышачем доме журнальный столик и лампу с пирамидальным абажуром, четырёхцветный коврик перед дверью, яркую мягкую мебель, розовые стены. А кухонная утварь просто мечта антиквара: мисочки, бутылочки, противни, маслёнки – так и хочется попасть в магазин-музей шоу «Тома и Джерри», жаль только, что такого не существует.

8

«Насытившись» дизайном этого дома, можно пойти дальше и узнать, как обставлены квартиры Микки и Минни Маусов, Дональда Дака, а также обратить внимание на то, как жили люди в «Леди и Бродяге» — обиталища мультипликационных персонажей подчас не отстают от киношных по уровню ретро-накала.

 

«На последнем дыхании» (реж. Жан-Люк Годдар, Франция, 1960 год)

9

Подборка была бы неполной без авторского европейского кинематографа. В те годы расцветало французское кино «новой волны» во главе с мастерами Трюффо и Годдаром.   Авторы фильмов протестуют против коммерческого кинематографа, поэтому и яркость интерьера прекрасных десятилетий сведена на нет. При этом обстановка остается весьма характерной для той поры. Фильм наполнен аллюзиями и цитатами, но за их разгадыванием не стоит упускать деталей дизайна. Здесь, конечно, всё намного скромнее, чем у Голайтли, зато жизненно и практично: простая деревянная мебель, небольшое квадратное зеркальце на стене, радиола, чёрный дисковый телефон и клетчатый плед –  как-то так и должна выглядеть холостяцкая квартира героя Бельмондо.

10

Увлекшись необычным взглядом на время 1960-х, полезно посмотреть «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Банду аутсайдеров» Жана-Люка Годдара.

 

«Безумцы» (реж. Мэттью Уэйнер и др., США, 2007-2015 годы) 

11

Сериал о жизни и страстях рекламщиков с Мэддисон-авеню негласно признан лучшей реконструкцией времени 1960-х в кинематографе. Здесь всё, буквально каждая штора, повторяет интерьеры легендарного времени. Во время съёмок первых сезонов режиссёр очень гордился тем, что в кадре присутствовали и настоящие вещи из эпохи. Художники и дизайнеры проекта признавались, что уйму времени потратили на барахолках и в антикварных магазинах. Некоторые их находки уникальны. Например, в офисе рекламного агентства «Стерлинг Купер» стоял работающий копировальный аппарат «Xerox 914» 1959 года выпуска.

12

Интерьеры «Безумцев» с яркими цветовыми решениями, характерной мебелью и лоском прошлого при можно включать в учебник по истории дизайна. А художник-постановщик сериала Дэн Бишоп выступил оформителем еще одного фильма о 1960-х. «Одинокий мужчина» про душевные терзания профессора-гея, помог художнику укрепить звание гениального реконструктора эпохи ретро. Кадры этой киноленты напоминают страницы глянцевого журнала, недаром что ее режиссером стал легендарный дизайнер Том Форд. Помимо прочего, создатели «Безумцев» пробудили в коллегах любовь к стилю ретро. В схожей стилистике были сняты «Пэн Американ», «Мастера секса» и российская «Оттепель».

 

«Плезантвиль» (реж. Гэри Росс, США, 1998 год)

13

История о том, как современные подростки попали в телешоу середины прошлого века, и чем всё это закончилось.  Конец 1950-х-начало 1960-х — время расцвета американской телеиндустрии, первых сериалов, рекламы. Тогда по ТВ было много пропаганды американского образа жизни: улыбающиеся счастливые домохозяйки, послушные белокурые дети, горы панкейков на завтрак, и глава семьи с газетой в любимом кресле. Не жизнь — мечта! По сути, существовало две реальности: в одной жили люди, другую создавали телепродюссеры и рекламщики (хочешь узнать, как — смотри «Безумцев»). Влияние телевизора было настолько сильным, что реальности стремительно смешивались и уже не было ясно, где настоящая жизнь, а где картинка из глянца. В «Плезантвилле» с Тоби Магуайром и Риз Уизерспун в главных ролях ретро рассматривается формально, в качестве особого феномена, симулякра для реализации идей режиссера. Иными словами, выбран сюрреалистический сюжет и оформлен в благостных, ярких, почти сказочных декорациях 1960-х годов, дабы подчеркнуть иллюзорность окружающей действительности.

14

Стиль ретро для этого подходит прекрасно, что привлекает режиссёров. К примеру, Фрэнк Оз соединяет мир пышных юбок с фантастикой в фильме «Стэпфордские жены», а Франсуа Озон наполняет сахарные интерьеры атмосферой загадочного убийства в киноленте «8 женщин».

Мария Соловьёва

04.03.2016