Выше крыши

Памятник интернационалу, гигантская рюмка и футбольное поле. Что еще любопытного можно встретить на крышах Москвы?

Крыша с рюмкой (ул. Остоженка, 3/14)

Вообще, Дом под рюмкой — интересный представитель архитектуры ар-нуво с характерным декором, изображающим флегматичных длинноволосых русалок и затейливые сказочные растения. Но разве есть кому дело до ботаники и апатичных хвостатых дев, которых еще и разглядеть надо, когда речь ведется о доме с одной из самых причудливых крыш Москвы, на которой архитектор Дубовский установил гигантскую перевернутую рюмку, уверенно вписав тем самым свое имя в архитектурную историю столицы наверняка? Пойдя на такой простой и нестандартный шаг, он сделал из простого дома в стиле модерн легендарный дом в стиле модерн, ведь вокруг доходного дома Филатова до сих пор ходит огромное количество алкогольных баек. Одна из них гласит, что этот самый купец Филатов, безбожно закладывавший за воротник, в один прекрасный день решил завязать со своей пагубной привычкой и ознаменовал внезапное спасение своей печени постройкой на сэкономленные деньги особняка на Остоженке.

1

Свидетельством «завязки» якобы должна была стать последняя символическая рюмка, опрокинутая на крыше. Как всегда находящиеся в таких случаях скептики замечают, что купец третьей гильдии и по совместительству старообрядец не имел ни средств, ни морального права пить с таким размахом, а потому конструкция, которую все ошибочно принимают за рюмку, является не более чем куполом необычной формы. Кстати, многие даже и не подозревают, что прославленная трехметровая рюмка якобы начала XX столетия неоригинальная. Старую и, как утверждают историки, более изящную чарку заменили новым вариантом во время капитального ремонта.

 

Крыша с кошками (Даев переулок, 5)

И ничем, кажется, дом на «Сухаревской» не примечателен: обычный элитный жилой комплекс с обычной для него ценой (аренда трешки здесь, например, обойдется в сумму около 300 000 руб. в месяц) и обычным двухметровым забором, отделяющим обычных прохожих от необычных жильцов, — ЖК «Созвездие» был построен по спецзаказу правительства Москвы, и теперь его населяют чиновники высшего ранга и те, кто может позволить себе столь роскошную жилплощадь.

5

Тем удивительнее факт, почему, зачем и как на крыше элитной восьмиэтажки в неоконструктивистском стиле появились металлические кошки, как будто подглядывающие за прохожими сверху. Как бы то ни было, благодаря этим оригинальным конструкциям комплекс может похвастаться не только приятным видом из дома, но и видом на сам дом.

 

Крыша с футбольным полем и сквером (ул. 3-я Мытищинская)

Реклама не врет, будущее действительно создается сегодня. И то, что 20 лет назад при просмотре «Пятого элемента» казалось плодом неуемного воображения Люка Бессона, сегодня неожиданно обретает реальные черты на улице с совсем нефантастическим названием – 3-я Мытищинская. Именно там к дефициту территорий подошли нестандартно и стали строить город не вширь, а вверх, выйдя тем самым на новый во всех смыслах уровень. Так на крыше большого подземно-наземного паркинга появились сквер, футбольное поле, тренажерный комплекс, беседки и детская площадка.

2

Этот удачный пример совмещения на одной территории парковки и зеленой зоны доказывает, что мир между противоборствующими лагерями автомобилистов и «бесколесных» жильцов все-таки возможен. Еще один образец оптимального использования площади — гостиница «Украина», где на крыше паркинга и конференц-зала также разбит сквер.

 

Крыша с грифонами (Гагаринский переулок, 11)

Этот особняк архитектор Фалеев перестраивал для себя. Может быть, поэтому два крылатых существа, охраняющих дом на крыше, не очень-то похожи на типичных грифонов — грозных и малосимпатичных. То же можно сказать и о малюсеньких горгульях на фасаде дома, не внушающих никакого ужаса. Более 15 лет будущий именитый архитектор занимался ремонтом тюрем и тюремных больниц, так что монстры неприятной наружности на крыше и фасаде собственного дома, который, кстати, строился в этот самый промежуток времени, могли быть перебором в его полной тюремной романтики жизни.

4

У особняка, к слову, есть и еще нечто необычное — герб с изображением молотка, кирки и мастерка, что апологетами теории заговора расшифровывается как принадлежность архитектора к масонскому сообществу, а людьми, не увлеченными конспирологией, — как доказательство того, что Фалеев, как всякий рукастый зодчий, знал, с какой стороны подойти к инструментам.

 

Крыша с памятником III Интернационалу (ул. Малая Бронная, 44/15)

Дом на Патриарших – просто лакомый кусочек для злобствующих архитектурных критиков. Что уж там, велика вероятность, что даже те, кто имеет очень отдаленное отношение и к архитектуре, и к критике, захотят эмоционально выразить свое мнение о современном градостроительном, с позволения сказать, искусстве. Самое интересное, что изначально «Патриарх», а именно так называется этот пафосный жилой комплекс, задумывался еще более замысловатым: главный корпус должен был напоминать по форме яйцо. О чем в это время думали в архитектурном бюро Ткаченко, отвечающем за строительство: о Фаберже ли, о Пасхе или нарядной митре, – уже и не важно, потому что тут очень кстати случился кризис, инвестор отказался от подобного рода архитектурных экспериментов, «съедающих» такое количество полезных метров, и по-швондеровски поднял вопрос об уплотнении квартир дома. Но архитектор так просто кризису не сдался и, сделав само здание более практичным, по полной оторвался на декоре. Так, дом украшен двенадцатью статуями в античных одеяниях, что, по всей видимости, отсылает праздного зрителя своим непростым числом к теме апостолов. Как еще с таким-то названием дома?!

3

При ближайшем рассмотрении, правда, возникают серьезные сомнения относительно религиозных аллюзий, заложенных автором, так как у одного из псевдоучеников на голове, например, каска, у другого — кирпич в руке, а ни Матвей, ни Лука, как известно, этим не баловались. Оказывается, фигуры изображают строителей, диспута, каменотеса и других изваянных в камне людей, каким-то странным образом попавших на фасад элитного дома. Особого внимания заслуживает градостроитель, которого, по слухам, слепили с важной шишки, работавшей на период строительства в «Моспроекте». В это охотно верится, потому что выглядит застывший товарищ из стеклопластика так, будто его только что вытащили из костюма Brioni и быстро облачили в античную тогу, не поработав ни над современной прической, ни над выражением лица, явно выдающим современного чиновника. Венчает архитектурное великолепие крыша с интересной конструкций, почти один в один повторяющей памятник Коммунистическому интернационалу авторства Татлина, которым почему-то вдохновлялись создатели «Патриарха», что в рамках концепции здания выглядит совсем уж странно. Хотя чему тут удивляться, на Патриарших прудах и не такая чертовщина случалась.

Юлия Исаева

Иллюстрации: Анастасия Тимофеева