За какие коммунальные услуги можно потребовать перерасчёт?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг», раз есть счёт, значит, возможен и перерасчёт. То есть, на счастье жильцов, законы всё-таки учитывают несовершенство этого мира. Ведь одно дело, если ресурсы гражданам подаются качественно и бесперебойно, за что они, в свою очередь, платят в полном объёме и в срок. И совсем другое, если ресурсоснабжающая компания со своими прямыми обязанностями не справляется.

3356922121_4ee4bdb53c_z Photo: Joe Pell

Плохое по цене хорошего

Потребитель обязан платить за все коммунальные блага, которые он получил. Эту бытовую аксиому невозможно оспорить, даже если вместо горячей воды течёт еле тёплая, а батареи зимой холодны, как сердце председателя управляющей компании. Зато допускается заплатить меньше, если предоставляемые услуги не отвечают нормам. Все эти нормы, разумеется, находятся в открытом доступе, и любой желающий может отыскать их в соответствующих документах.

Каковы самые распространённые жалобы жильцов, и где искать ответы? Состав холодной воды должен соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населённых мест». Правильный напор в кране, согласно Правилам предоставления услуг, должен варьироваться от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). По СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» температура горячей воды не может быть ниже 60 градусов. Напряжение тока должно соответствовать ГОСТу 13109-97 и ГОСТу 29322-92. Комнатная температура, согласно всё тем же Правилам, не может быть ниже 18 градусов. Таким образом, если у жильцов возникают хоть малейшие сомнению по поводу качества предоставляемых услуг, необходимо обратиться к этих и другим нормативным документам, после чего, при подтверждении своих сомнений, затребовать от УК проверку качества.

15527192985_e291f142d5_o Photo: Design Milk

 

Не всё включено

Собственники и пользователи жилых помещений должны иметь в виду, что не за все услуги, предоставляемые не так, как надо, можно потребовать перерасчёт. Так, есть несколько законных оснований для перерывов в поставке ресурсов: аварии, чрезвычайные ситуации, плановые отключения. Тут важно знать, что такие перерывы не должны превышать 8 часов в месяц при разовых отключениях и 14 дней — при плановых.

 

Временно отсутствует

Некачественные коммунальные услуги — не единственный повод для перерасчёта. Постановление «О предоставлении коммунальных услуг» указывает, что собственник или пользователь жилых помещений может потребовать от ресурсной компании изменения размера платы с учётом того периода, когда в квартире никто не проживал (при условии предоставления жильцом доказательств). В законодательстве даже есть специальное понятие — «временное отсутствие», означающее, что в конкретной квартире потребитель ресурсов не проживает 5 полных календарных дней подряд (в этот временной отрезок не включаются дни отъезда и приезда).

8489727431_efd8cbc76f_k Photo: Helene Valvatne Andås

 

Хорошее заявление

Процедура по получению перерасчёта довольно простая — необходимо лишь написать заявление в УК или ТСЖ. Это можно сделать за несколько дней до отъезда или, если перед поездкой и без того хватает дел, когда вернетесь, не откладывая в долгий ящик. С момента окончания периода временного отсутствия до подачи заявления должно пройти не более 30 дней.

 

Что и требовалось доказать

Конечно, на слово потребителю никто не поверит. Поэтому, помимо заявления, необходимо предоставить документы, которые послужат основанием для перерасчёта. А именно: копии командировочных удостоверений и направлений, справка из санатория, именные билеты, счета из гостиницы, временная регистрация, справка из вневедомственной охраны (если дом обслуживается частной охранной организацией), справка из садового/дачного/огородного товарищества — в общем, всё, что может служить доказательством отсутствия в этот период в квартире.

7256264144_ba8e9ef04f_z Photo: HereStanding

 

Не считается

Существует ряд услуг, исключающих в случае вашего отсутствия перерасчёт в принципе.

  • Общедомовые нужды. Никто не будет считать, как часто жилец пользуется коммуникациями, лифтом или светом в подъезде. Общедомовые нужды мы оплачиваем не как пользователи, а как собственники.
  • Газ и отопление. Очевидно, что невозможно отключить отопление только в конкретно взятой квартире. К тому же, эти услуги рассчитываются из площади жилого помещения, а не из объёма потребления.

Кроме того, если ресурсная компания не обслуживает внутридомовые инженерные системы, то она и не обязана уменьшать выставленный счёт. Поставщик несёт ответственность только до точки раздела, а дальше уже — компетенция УК, и требовать качества надо именно с неё.

Арина Тропинова

26.08.2016