Зачем мы читаем интерьерные глянцевые журналы?

Кого из нас в бурные 90-е не привлекали яркие, манящие и блестящие обложки тяжелого глянца, выходившего под европейскими названиями Salon или «Мезонин»? На фоне общей бытовой неустойчивости и шизофренических реформ мозаика лучших мировых интерьеров на их мелованных страницах казалась психологическим оазисом стабильности и жизни «класса люкс», о которой многие среднестатистические граждане могли только вздыхать украдкой. Наш автор рассуждает, что изменилось с тех пор, и, самое главное, зачем мы читаем интерьерные журналы сейчас.

121 Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

Интерьерный глянец тогда был чем-то вроде бесконечных бразильских сериалов. Такой же далекий от реалий сумрачной российской действительности – и тем прекрасный. Такой же принципиально отличный от типового постсоветского быта – и тем манящий. Раздвигающий бесконечно границы наших представлений о настоящем житейском комфорте.

Глядя на квартиры и дома, где эргономика пространства была продумана до мельчайших деталей и всегда сочеталась с незаурядными эстетическими решениями, мы рано или поздно начинали верить, что именно так и надо, именно это и есть правильно. А потом, когда мы заработали свои первые крупные деньги, те отложившиеся в подкорке убеждения придали нам смелости, чтобы принимать безумные решения о ремонте своих квадратных метров.

Правда, и интерьерный глянец с тех пор повзрослел, самоорганизовался и выработал собственные внутрикорпоративные тактики работы с читательской аудиторией. Теперь рынок «красивой жизни» жестко поделен между интерьерами домов и квартир, а сады и ландшафты плавно отделились в собственную глянцевую историю. На пятки интерьерным журналам активно наступает интернет – кажется, что паблики с «лучшими интерьерами мира» по лайкам и репостам уступают только котикам. Но в них отсутствует главное, за что интерьерный глянец стоит любить и читать – осмысленная экспертиза, понятная даже новичку интерьерно-декорной темы. На фоне хитрых маркетинговых стратегий всяких онлайн-магазинов, торгующих псевдомодным хай-теком или непонятным «винтажом», всегда полезно почитать, скажем, Наташу Барбье, которая доступно объяснит, что нынче действительно в моде, а что – пафосный хлам.

Очевидное достоинство нынешнего рынка интерьерного глянца – в многополярности его оценок и предельно широком географическом охвате. Это самая приличная форма замочной скважины, в которую можно подглядеть за всем миром – как устроены модные лофты в Нью-Йорке, пентхаусы в Париже, загородные виллы в Риме и коммуналки в Питере. По факту, эти журналы играют важнейшую роль в деле примирения разных национальных менталитетов – посмотришь, как едят и где ночуют твои соседи по географической карте, и поймешь многое о том, как повезло (или нет) тебе самому.

В каком-то смысле, интерьерные глянцевые журналы — это альманах нашей жизни, сегодняшней, вчерашней, позавчерашней.

Конечно, интерьерный глянец нарочито эстетичен, избирателен и не лишён коммерческой предвзятости в выборе своих героев и объектов – но это, тем не менее, совершенно не отменяет ещё одной его важной культурологической роли. В каком-то смысле, это альманах нашей жизни – сегодняшней, вчерашней, позавчерашней. Это мимолетный, но пристальный взгляд хроникёра на наш ежедневный быт – пусть и в парадной и вылизанной форме, но тем не менее. Потому-то так интересно перелистывать эти журналы пяти- или десятилетней давности – будто окатывает внезапный ливень давно забытых деталей, и в воскрешенных декорациях прошлого вдруг оживают тени наших воспоминаний.

И, правда, привычка периодически заглядывать под обложку тех самых журналов – она осталась у многих тридцатилетних. И неважно, были ли они благодарными ценителями эстетства редколлегии или просто вырезали оттуда подходящие картинки для рисованных кукольных домиков. Физическое ощущение реального прикосновения к «другой жизни» – оно дорогого стоит даже в эпоху Pinterest.

Да и потом, есть что-то очень правильное в сохранении именно яркого и нарядного формата интерьерных журналов – уж если и быть печатному глянцу, то как раз такому. Который будит наше воображение и уводит его за собой в иные миры и пространства, пронизанные высокой эстетикой Захи Хадид, Missoni или Bebsolesino. Благодаря которому мы вдруг тормозим в ежедневно выматывающей рабочей гонке и понимаем вдруг, что давно уже пора выкинуть с балкона и из жизни лишний хлам, оторваться, наконец, со старыми друзьями или нагуглить себе ближайшие дешёвые авиабилеты в Рио-де-Жанейро.

Мария Ерохина

20.06.2016

Know­r­e­a­l­t­y.ru