Как не платить за ЖКХ

Казалось бы, эпистолярный жанр уже практически изжил себя, но регулярные письма управляющих компаний в виде платежек, где цифры – сплошное доказательство бесконечной любви и заботы о жильцах. Раз в месяц все жители страны обреченно забирают из почтового ящика новую эпистолу, появление которой сулит неминуемую убыль денег в кошельке. Однако исходящий поток денежных средств можно если не остановить, то хотя бы несколько уменьшить. И для этого достаточно всего-то – подключить в своей жизни опцию в виде активной гражданской позиции и проявлять бытовую внимательность к любого рода мелочам.

1-8Рисунок: Полина Васильева

Из чего же сделана наша платежка

Все услуги, плата за которые вносится в список платежного документа, можно условно разделить на четыре большие группы:

— содержание и ремонт жилого помещения;

— плата за коммунальные услуги вроде водоснабжения, отопления, канализации;

— дополнительные услуги, среди которых может быть озеленение придомовых территорий, охрана или труд консьержки;

— нововведение буквально последнего года – регулярные взносы на капитальный ремонт, они появились в документах уже 75-ти регионов страны.

По первому платежу все достаточно просто – вам необходимо знать общую жилую площадь и региональный тариф, установленный местными властями. Если у вас нет никаких договорных отношений на дополнительное обслуживание с вашей организацией, то за любую лишнюю копейку вы вправе спросить с них, потрясая бумажкой с непонятными цифрами. Кстати, очень полезно ходить на собрания жильцов, где такие моменты могут отдельно проговариваться.

 

Два кубометра прибавляем, пять в уме

По коммунальным услугам также все очень понятно и доступно, если разобраться. Размер платы за блага цивилизации устанавливается регионом, индексация тарифов проводится дважды в год, при этом нормативы спускаются из федеральных ведомств. Внимательно следите за тем, сколько начислений идет за общедомовые нужды, и узнавайте о происхождении слишком больших, на ваш взгляд, сумм. В такой ситуации можно даже потребовать перерасчета. Требования замены счетчиков воспринимайте как попытку получить с вас больше денег – у проверенного аппарата срок службы составляет около 20 лет, а все прочее – источник дохода для компаний-установщиков.

Обязательно узнайте, нет ли в вашем доме индивидуального теплового пункта – такой шаг может существенно сократить расходы семейного бюджета, поскольку в этом случае вода поступает в дом исключительно холодная и подогревается на месте. Соответственно, брать с вас деньги за горячую воду и отопление одновременно – нельзя. Позадавайте эти скользкие вопросы вашей УК и будьте готовы наблюдать пляску ужей на сковородке.

Также ни одна управляющая компания не может внезапно решить осчастливить вас какой-либо приятной дополнительной услугой. Все подобные траты согласовываются с жильцами (еще раз о пользе появлений на общих собраниях) и только потом включаются в счет. И помните, от необоснованных трат на ЖКХ вас могут защитить три органа, куда следует обратиться при подозрениях: районная администрация, прокуратура и жилищная инспекция.

 

Если оно сломалось

А бывает так: живут себе квартировладельцы и управляющая компания душа в душу, никто никого не обманывает, никто лишнего не вписывает, а вот сломалось. Или энергетики проводили опрессовку теплосетей, и горячей воды по плану в дом не затекало несколько дней, или мусорщики объявили забастовку, отчего помойные коты вдруг стали сильно упитанными. И жаль отдавать деньги за то, чего на самом деле не было.

Главное запомнить, что не платить за услуги ЖКХ вы права не имеете. Если просто так, топнув ножкой, перестать погашать платежи, то очень скоро придется объясняться с судом или, что хуже, с судебными приставами. Но есть и хорошая новость: после того, как вы отдали деньги за неоказанное, можно добиться перерасчета. Для начала вызывается компания, которая обязана обеспечить вас тем или иным видом услуг, для составления соответствующего акта. В случае игнора с их стороны обращайтесь в жилищную инспекцию. В акте прописываются выявленные нарушения нормативов, а затем управляющей компании можно предъявить претензии и требования об устранении неприятностей и перерасчета уже выплаченного.

Для каждой услуги имеется свой лимит непредоставления по времени или по качеству, за превышение которого вам обязаны снижать коммунальные платежи.

В общем, старая-старая поговорка «тот, кто владеет информацией – владеет миром» в очередной раз находит свое подтверждение и в условиях коммунальных баталий. Правда, зачем вам целый мир? Его содержание – еще та головная боль. Лучше навести порядок в своем маленьком обжитом уголке. Благо, сделать это возможно.

 Наталия Бисерова

2.09.15